Уже несколько лет якутские автомастера обеспокоены конкуренцией со стороны автосервисов, открытых гражданами Поднебесной. Они считают, что предприимчивые гости сбивают цены и вообще отбирают хлеб у местных.
SakhaDay поговорил с якутским мастером, который проработал два месяца в китайском автосервисе в Якутске.
Он рассказал о нюансах работы, о том, почему китайцы быстрее, и кто к ним обращается.
«Китайцы живут обособленно, практически не общаются с местными, город не знают. Абсолютно не интегрированы в местное общество. Язык для них очень сложен.
Такое впечатление, что их интересует только работа. Хотя, когда удается съездить в магазин, они делают это с радостью. Денег здесь не тратят. Живут в общежитии, затраты у них минимальные. Все решает начальник. Визами, налогами занимается другой человек, менеджер.
В Якутии им, конечно, холодно. Тоскуют по дому, как все люди, живущие на чужбине. У многих дети выросли без них. Рад, что сейчас появилась возможность общаться с помощью видеосвязи.
Работа в китайской мастерской кипит. Они трудятся как заведенные с 9 утра до 10 вечера. Смены нет. В год у них всего четыре выходных дня – это Новый год и еще свои праздники.
Бывало так, что я приходил домой в 8 вечера совершенно выжатый, как лимон, и удивлялся, как они там стоят на ногах. Работают как роботы, все поставлено на поток. Никаких перерывов, политика «делай-делай, остальное неважно». Так мне и говорили, правда, несколько другими словами. При этом у меня был, в отличие от китайцев, один выходной в неделю. Иначе я с такой интенсивной работой свалился бы в первую неделю.
Если у нас один универсал выполняет все работы до сдачи машины, то у них делятся: один только рихтует, другой красит. Такое распределение труда оправдано, но возможно только в больших автосервисах. Мастера-одиночки такое позволить не могут.
Зарабатывают они не так уж много. Честно говоря, даже не знаю, сколько они получают, но меня уверяли, что их заработок гораздо меньше моего.
Выдают квитанции, в которых проставлена общая сумма за ремонт машин. В итоге, может быть так, что у работника скапливаются чеки на 1,6 млн рублей, но на руки он получает 6% от этой суммы, около 100 тысяч рублей. Как я понял, это потолок их заработка, о котором ходят легенды. Мне, например, об этом рассказали раз пять.
Мне платили 10% от суммы за общий ремонт машин за месяц. И это было очень мало. В первый раз я получил всего 30 тысяч рублей, был очень разочарован. Затем они пообещали мне накидывать 20 тыс. дополнительно. Во второй месяц я получил около 60 тысяч рублей.
Заказов у них очень много. К ним обращаются в основном перекупщики, которые хотят быстро и дешево отремонтировать автомобиль. Бизнесмены, автоледи к ним не заезжают. Также есть якутяне, для которых важен каждый рубль. Даже разница в несколько тысяч рублей решает их выбор. При этом цены у китайцев не намного ниже, а на некоторые работы и выше. Но постоянным клиентам, перекупщикам, не особо требовательным к качеству, они делают капитальные скидки.
Гарантий в такой мастерской вы вряд не получите. Наши местные мастера всегда сдают работу под гарантию, считаю, что выполняют работы намного качественней. Например, шпатлевка держится по 10 лет. Большой плюс в пользу местных, что они отвечают за свою работу своим именем. А китайского мастера ищи потом свищи в чистом поле.
Главный плюс в китайских автомастерских то, что они работают быстро. Я бы не говорил, что работают плохо. Они не халтурят, это точно. Но есть различные нюансы и риски, которых не избежать. К примеру, такая быстрота приводит к тому, что покрытие может отойти от металла уже через полгода. Кроме того, заметил, что у них изношены инструменты. Видимо, такая политика – не особо здесь тратиться, предпочитают покупать инструменты в Китае.
Как ранее говорил, автомастера принципиально используют китайскую краску, поэтому после них идти к местным чревато. Будут несовпадения материалов, могут быть реакции. Большой плюс, что у них очень хороший подбор красок, но опять же, китайских.
В целом, для меня это был полезный опыт. Кормили нас хорошо. Причем только китайскими блюдами. Русскую, а тем более якутскую кухню, они не понимают. Кстати, достаточно быстро привык к их национальным блюдам, и отказался от хлеба. Считаю, приобрел полезную привычку.
Меня они ценили, не хотели отпускать, хотя говорили, что работаю сравнительно медленно. Но им нравились мои навыки, дисциплина. Тем более границы закрыты, свои работники наперечёт. До сих пор уговаривают вернуться. Это очень доброжелательные люди, настоящие мужики, которые добросовестно работают, не покладая сил.
У нас же в автосервисах как в клубах по интересам. Всегда можно отдохнуть, перекурить, пообщаться. Да и заработать можно нормально. А такая гонка, думаю, не для местного работника. У меня осталось хорошее впечатление, но работать, как они, нет сил и стимула».