Якутский режиссер Степан Бурнашев представил на днях свою новую работу — детективный триллер «Айта». На первый взгляд, судя по интервью в федеральных изданиях, складывается впечатление, что автор поднимает проблему шовинизма и ксенофобии. Однако это лишь одно направление болезненного состояния современного общества, которое исследует режиссер. Одна на другую в фильме наслаиваются проблемы современного человека, на происхождение которых по мере технического развития, кроме того, влияют отсутствие реального общения и онлайн-жизнь напоказ.
О выборе профессии Степан Бурнашев шутит, что в семье не без урода, поскольку единственный из его членов занимается творчеством. Он вырос в селе Соморсун Амгинского района, в котором снимал свою новую картину «Айта». С детства любил смотреть фильмы и постоянно задавался вопросом, почему никто не снимает кино о том, что происходит вокруг меня, говорит режиссер.
— Получается, исполнил детскую мечту, не в том плане, что хотел стать режиссером, а снимать трогающие меня фильмы, — объясняет режиссер и продюсер. Бурнашев признается, что его одинаково вдохновляют картины разного жанра и производства, он может назвать великими и Георгия Данелия, и Алехандро Иньярриту, и Клина Иствуда, на основании того, что для него существует два понятия: хорошее кино и не очень. Как зритель он не зациклен на определенных жанрах и именах авторов и исполнителей, а как режиссер — на конъюнктурном подходе снимать либо фестивальное, либо зрительское кино. Стараюсь снимать просто от души, то, что идет изнутри, говорит Бурнашев.
Режиссер ответил на вопросы Sakhaday, которые мы оформили в микротемы.
Мистика и амплуа Луковцева
Как только подумал о персонаже, мне написал Андрей Фомин, исполнитель роли полицейского, над которым селяне хотят устроить расправу. Я никаких постов не делал, он написал сам. Мистика. Он мне показался интеллигентным, приятным в общении человеком. А видеопробы на роль показали амплитуду, которая необходима для раскрытия персонажа.
Я никогда не пишу сценарий под определенного актера. За год до съемок общался с артистом Иннокентием Луковцевым, решили, что было бы замечательно поработать в одном проекте. Мне всегда хотелось ему предложить серьезную роль. Ведь мы знаем его как талантливого артиста, способного сыграть вне своего амплуа комедийного актера. Получилось, что он идеально подошел под персонажа. В каком-то роде я помог показать возможности Иннокентия зрителю, который не ходит в театр.
Дождь — отдельный герой фильма. Как только я задумал сценарий, в голове сформировалась картина нескончаемого дождя. Он воздействует на зрителя и метафорически, и визуально.
Трагедия, шовинизм, кибербуллинг
Основная тема картины — это, конечно, трагедия. В то же время мы касаемся проблемы отцов и детей, осуждения в особенности кибербуллинга. Последнее меня очень волнует. Мы идем на поводу хайповой информации, всему верим и начинаем осуждать людей, не разобравшись в ситуации, не заботясь об их чувствах и последствиях своего поведения.
Шовинизм есть везде и его причина в невежестве. Нам нужно узнавать друг о друге больше. Человек не рождается шовинистом, на него влияют установки, полученные в детстве. Ребенком он слышит высказывания взрослых о представителях разных национальностей, сохраняет их в подсознании и вырабатывает на их основе стереотипы об этой нации. Можно всю жизнь прожить в невежестве, а можно работать над собой, чтобы избавиться от него.
Мое осознание происходило поэтапно. Я стал общаться и дружить с людьми других национальностей. Наблюдаешь, изучаешь, смотришь их кино, и делаешь вывод, что они глобально не отличаются. Те же человеческие ценности, радости, проблемы. В этом плане кино может здорово посодействовать. Отчасти поэтому мы делаем спецпоказы своих картин в центральной России, прокаты по регионам. Нужно рассказывать, общаться, показать, что ты тоже состоишь из плоти и крови, такой же как у всех, умеешь говорить и разговаривать. Это важно.
Отсутствие общения — катастрофа
Проблема отцов и детей сейчас стоит острее, чем в другие времена. Объяснение этому простое — мы перестаем общаться. Мы зациклены на своих гаджетах, стали заложниками соцсетей, создания картинки идеальной жизни и семьи. Посмотрите, какая у нас семья: я приготовила еду, а я поехал с детьми в зоопарк, какие мы молодцы.
Между тем реального общения и совместного времяпровождения с детьми сейчас меньше, чем было раньше. Это катастрофа, и, на мой взгляд, мы упускаем очень многое. Мы сами были подростками, помним через какие подростковые проблемы проходили вчера. Сами жаловались, что взрослые нас не понимают. А когда стали взрослыми превратились в таких же непонимающих взрослых. Хотя могли быть чуткими родителями, должны были с большей ответственностью отнестись к ребенку. Мы же понимаем к чему могут привести суицидальные мысли, которые бывают практически у всех подростков.
Я сам, как родитель, чувствую, что тоже провожу мало времени с детьми. Стараюсь всячески справляться с этим, но не так легко дается. Давайте работать над собой, и если стали родителями, то подходить к этому со всей ответственностью.
Шовинист найдет шовинистское
Сложно сконцентрировать внимание и сказать, что вот эта тема в «Айте» основная. На каждого зрителя, я уверен, фильм воздействует по-разному. У кого, что больнее откликается, это и будет основным триггером для того, чтобы делать выводы, заняться самокопанием. Из вопросов, прозвучавших на обсуждениях картины, можно сказать, что, как правило, шовинистически настроенных людей трогает тема шовинизма, родители видят проблему отцов и детей, молодые ребята задаются вопросами цифрового буллинга. Кроме того, в целом, поднимается вопрос осуждения, а также отношения к полиции и руководству.
Это все то, чем болеет наше общество. И меня происходящее не устраивает. Я не хочу, чтобы мои дети жили в таком обществе, где зависть, негатив, алчность. Общество создаем мы — люди. Так, давайте строить здоровое общество.
О чернухе Давыдова и желании показывать якутян хорошими
Абсолютно понимаю, людей, обвиняющих режиссеров в чернухе, якобы в желании показать Якутию не с положительной стороны. Я тоже иногда пребываю с ощущением самосознания, думаю, мы все такие хорошие. Но проблемы, которые поднимаются в якутских фильмах, есть во всех обществах. Когда мы с Дмитрием Давыдовым показывали наш фильм «Ыт» на Варшавском кинофестивале, кто-то мне написал: «Опять показываете плохую сторону нашего народа». Но мы показывали не народ, а кино, представляли нашу страну. Зрители благодарили нас за фильм, говорили, что они увидели самих себя, своих соседей, родственников, свои проблемы. Потому что в фильме поднимаются общечеловеческие проблемы современного общества. Это их тронуло. Что касается Якутии, они спросили, какое у нас движение: левостороннее или правостороннее, потому что увидели и японские, и российские машины.
Зрители не зациклились на том, что якут выпил и взялся за ружье, потому что такие истории случаются везде. Проблема с алкоголем не имеет границ и национальности, она стоит остро во всех странах. В поездке в Южную Корею наблюдал, как много людей напивается каждый вечер. Был в США, там тоже такая же проблема, много странных пьяных людей. То же самое в Европе.
Мы не показываем свой народ в неприглядном виде, мы поднимаем насущные вопросы. А как разговаривать, понимать тему, снимая только этнографические экскурсы, положительные комедии? А как мы поймем, что у нас есть проблемы? Ведь кино — это доступная платформа, через которую можно показать проблемы, которые одинаковы для всех. Во время показа «Черного снега» в Петербурге один парень заплакал, потому что увидел свою деревню, которая в 70 км от Питера. Где Якутия и где Петербург — это же важно понимать.
Мы все одинаковые, хватить разграничивать: мы здесь, а они там. В мире одни и те же проблемы, ребята, и относиться к кино нужно не к как документальному, а художественному произведению, и о проблемах всегда нужно разговарить, а не ругаться.
Именно кино дает повод поговорить, обсудить, заняться поиском решения проблемы. На мой взгляд, это важно.