«Резко изменились правила игры», - эксперт о чиновниках, сдающих «шантажистов» и «взяточников»

18:18 - 2.4.2019 / 734 просмотра

Эксперт Sakhaday Сергей Витте рассуждает, почему изменились чиновники.

Чиновничество внезапно стало принципиальным, не потому, что стало честным, считает он. Дело в страхе:

"Если раньше договаривались, то на каком-то этапе перестали быть такими. Вспомним, главу Минпреда Ирину Высоких, которая также недавно «сдала» взяточника. Хотя ранее она сама была бизнесменом, и знала все правила прежней игры, когда бизнесмен выбивал контракты и договаривался. Сейчас это мэр Якутска Сардана Авксентьева, «сдавшая» журналиста. Хотя, как я понял, поначалу был устный договор о помощи и поиске подобных петросянов. Но мэр пошла ва-банк, и выиграла. Во всяком случае в краткосрочном периоде. Как это скажется в долгосрочном, посмотрим.

Факт в том, что очень резко изменились правила игры. Совсем недавно все были в "игре", договаривались, и вдруг резко стали «кристально честными». Конечно, это не так. Этому изменению способствует нарастающая напряженность в стране, усиление роли спецслужб, громкие коррупционные дела. Просто-напросто чиновничеству сейчас страшно, им везде чудятся провокаторы, сексоты, что и заставляет их действовать на опережение. Проще и легче сдать силовикам, чем поддаться искушению. Так что они предпочитают разрывать старые шаблоны.

Кроме того, время шальных денег прошло. Сегодня найти деньги на откаты, взятки и платить за молчание уже совсем трудно.  Т.е. старые схемы зарабатывания денег нечестным путем в новых условиях не работают. Все-таки было усовершенствовано законодательство в плане борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. Методы и механизмы борьбы и противодействия (профилактики) наконец-то заработали. Пакет законов настолько усложнил и перекрыл каналы по хищению средств, что старые схемы перестали работать, и по сути уже нет того потока наличности, которым могли бы делиться, в том числе и с теми, кто готов идти на компромиссы со властью. У чиновников и народных избранников уже меньше соблазнов нарушать закон.

Те, кто не понял эти правила и не изменился, становятся жертвами. Допускаю, что в определенных обстоятельствах честный и принципиальный журналист, устав от борьбы с  ветряными мельницами, пошел на поводу системы. В результате, ему было проще и выгоднее договориться с властью и выбивать преференции для тех, кто нуждался в помощи. Этот кейс работал долгое время. Наверное, если бы речь шла исключительно о преференциях для других, его можно было сравнить с Робин Гудом.

Но сейчас настало другое время. Если еще вчера существовала грань между информационным шантажом, согласием не публиковать компрометирующую информацию на определенных условиях, информационными атаками в адрес не желающей сотрудничать компании, то сейчас она вовсе исчезла. То, на что раньше закрывали глаза, стало неприемлемым.

Те, кто не понял и не принял, проигрывают, и уступают место тем, кто не идет на сделки с властью, публикует добытую информацию без предварительных переговоров и условий, по-настоящему независимы и принципиальны.

Да, получается мир становится лучше. Как бы цинично ни звучало - сегодня честным и непродажным быть выгоднее. Таково веяние времени».

Sakhaday.ru