Родители детей с аутизмом прошли непростые испытания, чтобы открыть ресурсные классы в школе Якутска

17:26 - 28.8.2020 / 3620 просмотров

По федеральному Закону об образовании все дети, не зависимо от возможностей здоровья и особенностей развития, имеют право ходить в детсады и школы по выбору родителей. Образовательные учреждения, согласно этому закону, должны создавать для детей с ОВЗ специальные образовательные условия. С 2012 года образование в России провозглашено инклюзивным. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) чаще оказываются на домашнем обучении, потому что их расстройства связаны с поведением и коммуникацией. Но есть выход – ресурсные классы.

Сегодня об открытии ресурсных классов в г.Якутске рассказывает Зинаида Климова, член родительского актива родителей детей с расстройством аутистического спектра.

— Зинаида Авксентьевна, все мы знаем, что очень сложно добиться реализации специальных образовательных условий в школе для детей с особенностями развития. Как вы добились открытия ресурсных классов?

— К открытию ресурсных классов в нашей республике я и другие родители готовились с 2017 года.

Направили письма во все инстанции, разделились по направлениям — кто-то занимался тем, что составлял письма, кто-то их разносил, кто-то забирал и прочее. В ответ на наши письма министерство образования организовало совещание совместно с управлением образования города и центром психолого-социальной службы. Результатом совещания стала договоренность, что будет организована дорожная карта, будут выделено финансирование и прочие обещания. Совещание прошло перед новым годом, следующую встречу назначили на январь 2018 года, которая так и не состоялась.

Совместными усилиями ЦПМСС нам удалось договориться о встрече на 7 марта с управлением образования, на которое они так и не пришли. По телефону поздравили с наступающим праздником, извинились. Очень напомнило всем известный мем Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь».

В результате мы вынуждены были обратиться в Якутскую городскую думу за поддержкой и нас там поддержали, вынесли решение об открытии ресурсных классов в школе №35 г.Якутска. Мы были безмерно счастливо, несмотря на то, что школа только строилась. Но радость была не долгой, директор школы наотрез отказалась принимать нас в «её» школу, ссылаясь на СанПин РФ и сопроводив свой отказ словами «дети с аутизмом никогда не обучались и никогда не будут обучаться в общеобразовательной школе. Это мое мнение».

Это фраза прозвучала на совещании управления образования города при его начальнике, при депутатах ГорДумы, при заместителе уполномоченного по правам ребенка РС(Я), при представителе прокуратуры города Якутска, СМИ и, конечно же, нас родителей и наших близких. Эта фраза навсегда отпечаталась в нашей памяти, как немой вопрос о том, кто проверяет компетентность директоров школ о соответствии на занимаемую должность. Ведь очевидно, что директор школы помимо профессиональных навыков должен обладать эмпатией ко всем детям, а не избирательно. В итоге с поддержкой ГорДумы и под давлением прокуратуры города нам все-таки открыли двер в 35-ую школу лишь 28 августа.

Нам еще «повезло», так как судьбу детей, которые пошли в ресурсный класс в прошлом году, управление образования решили только 31 августа!

— Причина этого?

— Я вижу несколько причин в том, что долго принимаются решения. Первая заключается в том, что наш регион далеко находится от центра России, поэтому все нововведения «заходят» для нас слишком долго. Якутия одна из последних регионов, где сохраняются коррекционные школы. В других же регионах уходят от них, так как нынешний Закон об образовании гласит — «Школа подстраивается под ребенка, а не ребенок под школу».

Опыт ресурсных классов имеют во многих регионах — Белгород, Воронеж, Казань, Москва, Санкт-Петербург и другие.

Вторая причина, самая больная в нашем городе, так как физически мест нет в школах. При массовой застройке многоквартирных домов не учитывается социально-образовательная инфраструктура. В этом же причина отсутствия мест в садиках. Если эту проблему садов решили руками частников, то открыть частную школу с образовательной лицензией открыть намного сложнее.

Третья причина хранится в нашем менталитете, которая формировалась десятки лет. В Советском Союзе психология, как наука, претерпевала не самые лучшие времена. А она напрямую связана с образованием, особенно для детей, которые нуждаются в особых условиях. Так, в 70-х годах прошлого века при ООН была принята резолюция о правах людей с инвалидностью. На Западе стали обучать детей с инвалидностью совместно с нейротипичными детьми, а в СССР наоборот их стали изолировать в различные интернаты и коррекционные школы. И лишь недавно начали менять взгляд на то, как обучать детей с инвалидностью, в особенности с ментальными нарушениями. Общество никогда не видевшее людей с ментальными нарушениями, конечно же, было удивлено насколько их много. Да, их гораздо больше, чем мы видим на улицах наших городов и сел.

Четвертая причина в том, что многие не понимают сути толерантности. Наше общество сердобольно, поэтому принимают толерантность, как жалость. Но жалость по сути агрессивное чувство, границы между жалостью и агрессией очень размыты. Так как психология долгое время было в стагнации в нашей стране, многие люди не понимают своих эмоций и не умеют ими управлять. А такие люди ведь занимают ключевые должности. Стоит об этом задуматься.

— Как включить детей с аутизмом в школьное общество? Какова программа в ресурсных классах? Какие кадры требуются?

— Ресурсные классы — это отдельный кабинет, где есть свой учитель, и самые главные ресурсы – это профессиональные специалисты, различные методологии, сенсорная разгрузка. В этих классах могут обучаться как дети с аутизмом, так и другие дети, которые не успевают по какому-то предмету. Работа должна быть организована так, чтоб ребенок с аутизмом по возможности был интегрирован в регулярный класс. Допустим, Миша, ему 7 лет и у него аутизм. Он имеют хорошие способности по математике, но совершенно не может писать. В этом случае, он проходит психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая обследовав его, заключает, что Миша нуждается в особых образовательных условиях, как ресурсные классы. С этим заключением родители Миши приходят в школу по участку, то есть по прописке, записывают его в школу, дают заключение ПМПК. При этом школа не имеет права отказать ему в обучении ни под каким предлогом, так как это будет нарушение конституционных прав ребенка, Закона об образовании РФ и Закона об инклюзии РФ. Школа обязана предоставить все условия, прописанные в заключении ПМПК. Это в идеале и по закону должно быть так. Но! Причины описанные выше приводят к тому что мы видим сейчас.

— Как развиваете своего ребенка? Пользуетесь ли услугами других специалистов или самостоятельно?

— Я с Сашей занималась всегда сама. Но прежде всего я работу начала с себя — посещала различные тренинги по принятию диагноза, прошла несколько сеансов у психологов. Для чего это нужно? Для того, чтобы быть ресурсной в борьбе за будущее для сына. Я отлично понимала, что придется не легко, а где-то очень тяжело, как например, было со школой. А что будет впереди? И чтобы думать о будущем без паники и жалости нужно иметь много энергии и сил, а это могут дать сеансы у психолога. Кстати, эта работа с собой помогла сохранить семью. К сожалению, не секрет, что многие семьи распадаются из-за непринятия диагноза и взаимных упреков. Как нам только оформили инвалидность, мы поехали в Китай. На этом настоял супруг, он так и сказал: «В России лечить сына не будем». Нам здорово помогло лечение в Китае и я считаю, это было самым верным решением, так как оно определило дальнейшее развитие нашего сына. После Китая у него появился осознанный взгляд, какое-то понимание, за что я ухватилась всеми силами. Придумала язык жестов, который понимали только наша семья. Этот язык жестов помог достучаться до желаний сына. Занимались каждый день. Это были игры, походы в магазин и кафе, работа с карточками и так далее. Когда сын заговорил, а это случилось после 5 лет, начала вводить азбуку и арифметику. Наш сын имеет хорошие способности к математике, что стало заметно после того как он начал говорить. Слаживал огромные цифры в уме без чьей либо помощи. Имел хорошие результаты по ментальной арифметике, но она нам не подошла, так как там надо было представлять в уме счеты и косточки. Аутизм никуда не денешь — с воображением у нас туго. Сейчас сын перешел во 2 класс, закончил первый класс с хорошим результатом. Имел высокие баллы по результатам проверочных работ.

— Советы родителям с детьми с особенностями развития.

— Родителям хочу посоветовать быть сплоченными, не смотреть друг на друга и ожидать, что кто-то что-то сделает за вас.

У нас получилось добиться открытия ресурсных классов прежде всего благодаря нашей сплоченности. Мы скинулись деньгами и заказали социальный ролик о ресурсных классах, скидывались на аренду помещения и мебель для подготовительных занятий детей. Одна из наших мам преподавала занятия, я купила цветной принтер и распечатывала задания для детей, кто-то подвозил питание. Я с теплотой вспоминаю те дни, так как мы были поддержкой друг для друга. Найдите родителей в вашем районе, заинтересованных в создании особых условий для обучения детей (ресурсного класса) и ознакомтесь с нормативными документами на сайте https://outfund.ru/razrabotan-paket-dokumentov-dlya-otkrytiya-resursnogo-klassa-detej-s-ras/ . А также о необходимом штате для ресурсного класса на https://contact-autism.ru/news/po-voprosu-sozdaniya-resursnyh-grupp-v-obshheobrazovatelnyh-shkolah. Приготовьтесь к тому, что вам придется быть постоянно включенными в процесс и научиться договариваться с самыми разными людьми ( очень разными родителями, с администрацией образовательных учреждений, с чиновниками от образования, с другими общественными организациями, фондами, возможно спонсорами и т.д.). Бояться не надо — у других получилось, значит получится и у вас. Ну и самое важное, не откладывайте работу! Это гарант вашего успеха и, что очень важно, успеха ребенка.

— Спасибо, Зинаида Авксентьевна, за вашу материнскую самоотверженную работу за будущее ребенка. Действительно, тот факт что мы редко видим людей с особенностями развития, инвалидов на улицах не доказывает, что их мало. Наоборот показывает, что для них не создаются условия для интеграции в общество…

Автор: Таисия Алексеева keskil14.ru

Sakhaday.ru