Когда перед тобой открывается дорога в жизнь, очень важно, каким окажется твой первый учитель: сможет ли он пробудить тягу к знаниям или же сделает школьные годы обузой. Пожалуй, от этого зависит многое в судьбе.
Всеобуч всей страны
Сейчас модно сравнивать некоторые показатели развития страны с 1913 годом. Действительно, Россия тогда находилась на подъеме, но в области грамотности мы безнадежно отставали от многих государств. С 1917 года жизнь пошла по иному пути. Благодаря Конституции СССР были узаконены обязательность и бесплатность обучения, приняты разноплановые меры по развитию народного просвещения. А победить безграмотность можно было только взявшись за дело всей страной.
С этой точки зрения мальчишкам и девчонкам Якутии 20–30-40-50-60-70-х годов ХХ века очень повезло. Поэтапный всеобуч у нас начался с обеспечения республики учительскими кадрами. В то трудное время нашлись представители многих национальностей Советского Союза, конечно комсомольцев, которые поехали учить детей в далекий северный край.
По достоинству оценим тот вклад, который внесли в первую очередь русские учителя в развитие народного образования нашей республики. Имена многих педагогов, приехавших к нам из центральных областей, до сих пор вспоминают с теплотой и благодарностью.
В числе 107 командированных
В работе над статьей нам помогли архивные материалы. К примеру, Виктор Семенович Алехин приехал в Якутию из Волгоградской области в 1925 году. Он проработал во многих школах Якутска, районах Крайнего Севера и, наконец, крепко «осел» в Чурапче, чтобы стать духовным отцом многих поколений жителей этого улуса.
До конца жизни работал преподавателем, а затем и руководителем Якутского педагогического училища Михаил Павлович Романов, прибывший из Иркутска в 30-х годах. Ветераны-педагоги вспоминают, каким талантливым заведующим учебной частью Якутского педагогического института, мастером-методистом был Константин Федорович Пасютин. Выпускник Пермского государственного пединститута прибыл в числе 107 командированных Министерством просвещения РСФСР в 30-х годах. Отсюда он ушел на фронт, вернулся кавалером многих боевых орденов и медалей и вырастил не одно поколение любителей русской словесности, среди которых был и ставший затем профессором Николай Георгиевич Самсонов.
Наше дело было правым
Номер «Социалистической Якутии» за 22 июня 1941 года еще «дышал» миром. Передовая статья была посвящена летнему трудовому отдыху школьников, в Мегино-Кангаласском районе собрали хороший урожай овощей, прошел пленум Якутского горкома ВКП(б), последняя полоса давала заметки о спорте и информации ТАСС. Но уже 23 июня «СЯ» вместо передовой статьи опубликовала сообщение о нападении фашистской Германии на СССР: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря…». И о собраниях в трудовых коллективах Якутска, в том числе и в городских школах под заголовком «Дадим всё, что потребует Родина».
[caption id="attachment_70603" align="aligncenter" width="1200"]Война нарушила размах, достигнутый большими усилиями в просвещении народа. Обстановка требовала подчинения всех источников и ресурсов главной цели: победе над жестоким врагом. Многие учителя школ были призваны в ряды Красной Армии. При этом ученица Хаптагайской школы, ставшая впоследствии отличником народного просвещения РСФСР, заслуженным учителем ЯАССР Александра Захарова вспоминает, что на протяжении всей войны учебные заведения продолжали работать. Принимались все меры по обеспечению школ всем необходимым для занятий: «Конечно, стало много сирот, но среди них не было ни одного беспризорника. Несмотря на скудость государственных средств, содержались интернаты, детские дома, где ребята были одеты, обуты, накормлены...».
В школу на быке
Многие не вернулись с фронта, и опять возникла проблема по обеспечению республики учительскими кадрами. Выпускники Якутского педагогического института, который открылся еще в 1934 году, не спасали положения.
На основе ходатайства Якутии Минпрос РСФСР вновь стал направлять выпускников педвузов и педтехникумов из центральных областей. Почти сразу после войны, и особенно в 50-х годах, в Якутию приехали сотни учителей – языковедов, математиков, физиков, воспитателей детских садов, пионервожатых. Их можно было встретить во многих школах, даже в самых отдаленных наслегах. Никакой экономический расчет не вставал перед девушками на их пути по желанию обучать детей. И никаких научных "экспериментов" по закрытию так называемых малокомплектных школ никому и в голову не могло прийти.
Вспоминает выпускница Ярославского пединститута имени К.Д.Ушинского Вера Александровна Хахлева (Софронеева): "Собственно уговаривать нас приехать в Якутию долго не пришлось. Молодежь того времени с энтузиазмом принимала призывы руководства страны. Нас поразил рассказ о том, как якутские дети хотят учиться, как нас ждут на Севере...". Зинаида Андреевна Попова (Чиряева) с улыбкой вспоминает, как они, молодые выпускницы, наяву изучили географию, проехав почти через всю страну на поездах и пароходах. А высадившись на берег Вилюя, они до районо доехали на быках...
Из каких только учебных заведений к нам ни прибывали учителя – Москвы, Ленинграда, Тамбова, Ярославля, Костромы, Тулы, Куйбышева, Воронежа, Калинина. Некоторые приезжали целыми курсами или группами! В 1953 году в республику приехало самое наибольшее количество учителей – 622, в 58-м – 518.
[caption id="attachment_70604" align="aligncenter" width="1200"]Местное население тепло встречало педагогов. Их устраивали в селах как можно лучше, старались во всем помочь, например, обеспечивали продуктами, помогали в заготовке дров, льда. Побогаче стала и культурная жизнь сельской молодежи. Приезжие учителя были комсомольцами и не могли заниматься только повседневной работой в школах. Стали создаваться учительские первичные комсомольские организации, многие стали членами и даже секретарями райкомов комсомола. И, конечно, ни один сельский концерт, смотр художественной самодеятельности не обходился без приезжих девчат.
Учителя из центра выделялись глубоким знанием предметов, начитанностью, умением общаться. Якутские ребятишки ходили за ними буквально по пятам, очень хотели научиться русскому языку и овладеть всеми знаниями, которые так страстно хотели передать местным детям молодые педагоги.
Валентина Андреевна Коробова (Спиридонова) вспоминала, что приехала в числе 30-ти выпускников Сергачского педагогического училища Горьковской области в 1952 году. Из Якутска всех распределили по районам, в Нюрбу выехали 14 человек, с ними и Валентина. Вспоминает, что вначале по-русски дети разговаривали плохо, но учились с большой охотой.
– Думала, еду в Якутию на три года, а получилось, что на всю жизнь, - говорила Валентина Андреевна. – Здесь вышла замуж, родила детей. Вообще многие мои однокурсницы сыграли свадьбы, есть у нас многодетные семьи, даже матери-героини! Конечно, бывало, что некоторые уезжали, а потом приезжали обратно. Чем-то привлекала Якутия. Думаю, людьми, любознательными детьми, с которыми интересно было работать, да и сам уклад якутской жизни оказался по нраву...
[caption id="attachment_70605" align="aligncenter" width="965"]Сами осваивали якутский
Направленная из Тамбовского учительского института Александра Васильевна Савельева – миниатюрная белокурая девчушка попала на самый край света – в Анабар. Замечательный математик, любящая и любимая мать, жена испытала и счастье, и тяжелое горе. В жизни бывает всякое...
Выпускник Торопецкого педагогического училища Николай Иванович Иванов приехал в 1951 году учить русскому языку учащихся начальных классов. Его своеобразная методика обучения отличалась тем, что она была основана на изучении им самим якутского языка, культуры, истории народа саха. Он был учителем-самородком, человеком большого таланта и чрезвычайной скромности. Впоследствии он работал методистом, заведующим кабинетом республиканского Института усовершенствования учителей, стал заслуженным учителем ЯАССР. Им были составлены учебник русского языка для якутской школы, русско-якутский словник для детского сада, терминологический словарь для старших классов и другие учебные пособия. Николай Иванович подготовил кандидатскую диссертацию "Обучение русской грамоте в якутской школе" и несомненно блестяще бы ее защитил. Он бы многое еще сделал, если бы, находясь в командировке, не погиб в авиационной катастрофе...
Уже в Москву за знаниями
Хрупкая, но энергичная учитель физики Майинской средней школы Мегино-Кангаласского района Марианна Евгеньевна Головчинер привлекала учащихся глубоким знанием предмета, интересными экспериментами. В своих воспоминаниях говорит о лучших учениках – Владимире Ларионове (первом академике из саха), Аркадии Алексееве (известном мелодисте) и других. Как было радостно ей как педагогу и, конечно, ребятам, когда они узнали, что из 25 мест в центральные вузы 24 отобрали для выпускников-майинцев.
Глубокий, неизгладимый след в памяти учащихся и в истории образования республики оставили такие известные педагоги, как кавалер ордена Трудового Красного Знамени Д.Кушникова, М.Дмитриева, В.Борисов, Н.Алексеева, Ю.Пономарев, М.Юдин, Н.Коростелев и многие другие. Разумеется, после окончания договора приезжие учителя возвращались домой. Но многие остались, Якутия стала их второй родиной. Сколько было создано интернациональных семей! Русские девушки выходили замуж за якутских парней. Сегодня на благо республики трудятся их многочисленные внуки и правнуки.
* * *
Педагоги 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х годов прошлого века были настоящими профессионалами своего дела. Их отличало огромное желание работать с детьми, они искренне любили своих учащихся и были до конца преданными однажды выбранной профессии. Так что нет никакого сомнения в том, что вклад приезжих учителей в развитие просвещения Якутии бесценен!
Георгий Спиридонов, Sakhaday.ru
Фото: Наверное, не многие знают, что в СССР с 1943 по 1954 годы существовало раздельное обучение. Урок географии у девочек в школе №9 Якутска. 1951 г.