С любовью к людям и жизни. 28 апреля – День работников скорой медицинской помощи

9:31 - 28.4.2025

… В этом светлом кабинете очень уютно, что называется, стильно и модно. На стенах репродукции известного художника Михаила Старостина. Если бы тут гулял ветер, то колыхались бы на нем тяжелые ветви большого долларового дерева, шефлеры, фикуса, что в приемной и вымахал до потолка, и других растений, не таких крупных, но сказочно красивых декоративных цветов. И даже маленький гранат висит на кустике. Он вырос из семечка. Вся эта красота не куплена, как можно подумать, а заботливо выращена хозяйкой кабинета с «ясельного возраста», с двух-трех лепесточков.

Хозяйка кабинета -- главный врач ГБУ «Станции скорой медицинской экстренной помощи» города Якутска Татьяна Антоновна Андросова. Отличник здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Человек энергичный, волевой и очень интересный.

В День работника «Скорой медицинской помощи», интересно узнать, как живет большой коллектив станции, справляясь с нелегкой оперативной задачей – экстренной врачебной помощью жителям города.

Первый вызов

-- Татьяна Антоновна, помните своего первого больного?

-- Помню. Это был труп.

-- !

-- И где это случилось?

-- После четвертого курса я проходила практику вместо фельдшера в селе одного из районов. Был вызов, мужчина что-то чинил на крыше своего дома и … сорвался оттуда. Однако травмы оказались несовместимые с жизнью… Оформила свидетельство о смерти.

-- Вы юная, один на один с трупом. Страха не было?

-- Нет.

-- А вообще как пришли в медицину?

-- Я должна была стать математиком, окончила физматшколу, в пятом классе выиграла олимпиаду по математике, аттестат по окончании средней школы в получила с золотой медалью. Лет с четырех я долго и упорно лечилась. У меня был тяжелый диагноз на почках. Все детство, вплоть до окончания школы, прошло в больнице, так что математика отошла на второй план. Я поступила на медфак ЯГУ. Ну и после выпуска работала по специальности – терапевтом в Якутской городской клинической больнице, участковым врачом в четвертой поликлинике, в военном госпитале, закрытом в 2005 году. Потом мне предложили работу в минздраве республики, а уже оттуда, после десяти лет, когда была начальником управления бюджетной политики, направили сюда.

Небольшое отступление Или про жизнелюбие

Обычно человек, заболевший в раннем возрасте, становится зависимым от взрослых. Детство у него не такое, как у всех детей, что кует замкнутый характер, придавая зажатость. Любимый ребенок в семье учителя и экономиста, с бабушкой, бывшей учительницей русского языка, Таня Андросова росла другой. Жизнелюбивой, открытой и доброй. Жалела лежачих детишек, помогала им, чем могла. Читать научилась с помощью бабушки в четыре года. Наизусть рассказывала ребятишкам сказку про конька Горбунка.

Шла ложиться в больницу, как к себе домой. Зайдет к хирургам, а там в шахматы играют. Стало интересно. Научилась. Малыши лежали с мамами, которые вязали крючком или на спицах. Глядя на них, стала вязать. Даже макраме осилила. Так нашла она хобби, которые и сейчас с ней.

Город растет

-- Татьяна Антоновна, начнем разговор с такого вопроса. Иногда можно услышать, что «скорая» долго едет. С чем это связано?

-- Давайте скажем так. Город растет. Сейчас тут проживает 370 тысяч населения. Территория обслуживания при штате в 570 человек, где 450 медработников вместе с водителями, огромная. Это до границ с соседствующими районами – до 68 километров с Горным, до 43 км – с Хангаласским и до 52-го с Намским.

-- Понятно. Разброс огромный. А подразделяются ли бригады по узким специальностям?

-- Разумеется. В одной бригаде по пять врачей-анестезиологов, десять медбратьев, пять водителей, в другой -- по пять врачей-кардиологов, пять фельдшеров и также пять водителей, в третьей, психиатрической, тоже пятнадцать человек, остальные шесть врачебные с фельдшерами. И этого недостаточно! Нагрузка на работников очень высокая. Отсюда задержки, невозможность вовремя прибыть на вызов.

Самые авральные часы вызовов с 8 до 10 утра и с 18 до 24 ночи, когда улицы забиты автомашинами, пробки, а поликлиники закрыты. Горячая пора еще пятница. Алкобары дают определенный процент травматизма. К этим выездам надо добавить еще ДТП, уличные падения, травмы, куда отвлекаются от вызовов экипажи с врачами. По сути, по нормативам субъект должен иметь на 10 тысяч человек одну бригаду, то есть мы должны иметь 37 бригад, хотя бы 35, для нормальной работы коллектива, увы, обходимся лишь 22-24-мя.

Эта витрина свидетельствует о кипучей общественной жизни коллектива " скорой помощи" Якутска.

Уникальный случай, потрясший мир

… молнией прошелся по мировым и российским СМИ. Врачи «скорой» города Якутска оживили замерзшего человека.

Февральским утром 2022 года в минус 37 на одной из остановок Якутска был найден лежащий 19-летний парень. Признаки сильнейшего обморожения были налицо. Врачи «скорой» установили, что мороз не пощадил ни руки-ноги, голени, ни поясничную область юноши. От него несло алкоголем. Когда подъехала «скорая», полицейские укладывали юношу в «бобик». В это время у него остановилось сердце. Реанимационная бригада мгновенно приняла единственно верные меры, включив специальный аппарат – «Автопульс». Скорая доставила юношу на станцию, а так как специального места для реанимационных мероприятий нет, то им стал … гараж. 5.5 часов бригада билась над телом молодого человека, стараясь вернуть его к жизни.

-- Бригада в составе анестезиолога-реаниматолога Ивана Ивановича Протодьяконова, медбратьев-анестезистов Айсена Николаева, Анатолия Иннокентьева и водителя Игоря Ильина работала четко, слаженно и целеустремленно. Наконец, после трех остановок, сердце заработало. Одновременно были проведены интубация трахеи и начата искусственная вентиляция легких. С интервалом в 10 минут внутривенно вводился адреналин. Теплая вода до 45 градусов вводилась также в желудок и мочевой пузырь. Все это вместе с применением термоизолирующего одеяла и таких же повязок на конечности, -- рассказывает Татьяна Антоновна. – В итоге было восстановлено спонтанное кровообращение. Потерпевший задышал и был госпитализирован в отделение анестезиологии и реанимации в Центр экстренной медпомощи. Впоследствии молодой человек остался жив, без ущерба для организма, то есть с руками, ногами, безо всяких увечий. После этого случая еще четырех замерзших горожан из одиннадцати найденных на улицах Якутска вернули к жизни наши бригады. К сожалению, остальных семерых спасти не удалось. Ведь это все индивидуально, зависит от возраста, сопутствующих болезней, степеней обморожения. Но начало есть.

Обучение первой помощи студентов СВФУ. Фото из архива СЭМП

-- Невероятно. Как в сказке. У вас все это, видимо, новая методика реанимации от переохлаждения, то есть замерзания?

-- В нашем Учебном центре бригады обучаются всем новым реанимационным мероприятиям, которые существуют в мире. В этом случае бригада применила Европейский стандарт по гипотермии «Несогретый больной – еще живой». Замерзшего человека нужно согреть всеми способами. А ведь раньше констатировали смерть после тридцати минут реанимации…

В ногу со временем

-- Татьяна Антоновна, все ли машины «скорой» оснащены необходимым оборудованием, лекарствами?

-- Конечно. Тут перебоев нет. Заранее участвуем в тендерах, заказываем, приобретаем. К примеру, кроме «Автопульса», реанимационные бригады имеют прямо на борту автоматическое устройство «Lucas-2» для сердечно-легочной реанимации, а также аппарат УЗИ.

Большим достижением считаю также тот факт, что весь документооборот переведен на электронику. Начиная от карты вызова, персональной защиты информации и заканчивая записью разговоров на телефон – все на автоматизированной системе. У нас есть также консультативный центр. Любой горожанин может спросить о чем-то неотложном по телефону 32-63-55.

Еще можем теперь делать кардиограмму, как говорится, не отходя от кассы, и через десять минут получить описание из Кардиоцентра. Так что на месте не стоим, идем в ногу со временем.

Недовольные есть, но коллектив крепкий

-- Татьяна Антоновна, недавно в СМИ прошла новость, что коллектив недоволен оплатой труда. Это имеет под собой почву?

-- Имеет. Все упирается в высокую нагрузку. Выше мы сказали о территории обслуживания, к которому следует добавить и частный сектор, и «Сатал». При этом у медиков зарплата растет согласно «майским указам». Она незначительна у водителей, так как там маленькая окладная часть оплаты. Но я не имею права вторгаться в фонд оплаты, который разработан согласно рекомендациям министерства труда РФ.

У нас также острые проблемы с транспортом и местом его хранения. Гараж еще советской, 1986 года постройки, стар. Как воздух нужен новый, машин на тридцать и обязательно с местом для автомойки. А пока на одну машину дают ничтожно низкое финансирование. Автомобили обслуживают 22-24 бригады, работают на износ, который исчерпан. А ведь случаются и ДТП, и поломки, и обязательные техосмотры, техобслуживания, то есть выходы из строя, но резерва нет. Так что эти вопросы требуют своего неотложного решения. Надеемся, что скоро введут в строй новую поликлинику N 2, где будет подстанция «скорой помощи» на пять бригад, что немного разгрузит эту наболевшую тему.

В целом же коллектив работоспособный, надежный, все звенья работают четко, нареканий нет.

-- А можете, Татьяна Антоновна, назвать несколько фамилий тех, кто в борьбе за жизнь человека принимает первый удар, скажем так, на себя?

-- Все члены коллектива, работающие с больными – и врачи, и средний медперсонал, и водители – достойны самых лучших слов. Текучести кадров нет. Многие пришли сюда молодыми лет 20-30-40 назад и трудятся по сегодняшний день.

Высококвалифицированные профессионалы, на которых стоит равняться, это команда анестезиологов -- Сергей Христофорович Климовский, Иван Иванович Протодьяконов, Евгений Юрьевич Семенов. Фельдшер Сардана Ивановна Голокова трудится более 20 лет. Примерно 40 лет работает врач Владимир Гаврильевич Егоров. Ну и уважаемых водителей не назвать не могу – это Алексей Андреевич Евдокимов, Виталий Алибердинович Иванов, Игорь Станиславович Ильин. Они настоящие асы дорог, знающие технику «от и до».

-- Я познакомилась с содержимым вашей витрины, что стоит в холле. У вас, оказывается, лучший архив здравоохранения в республике, у вас свой хор, вы помогаете участникам СВО, вы участники волейбольных баталий и даже конкурса подледной рыбалки. Чтобы всем этим заниматься, надо иметь не только время, но и огромное желание. Кто всем этим ведает?

-- Ведает всем этим профсоюзная организация. У нас отличный председатель профкома, врач анестезиолог-реаниматолог Варвара Николаевна Сергеева. А СВО всегда под нашим пристальным вниманием. Туда мы отправили шесть «бывших в употреблении» автомобилей, куда не вмещается наше новое оборудование, отправляем запчасти, лекарства, бинты, все то, что должно быть под рукой.

Послесловие

Согласитесь, когда с добром вступаешь в этот мир, и он с радостью отвечает тем же. В приемной главного врача СМЭП большие кусты цветов выросли из слабеньких листочков. Мне лично видится в этом некая схожесть с судьбой неутомимой Татьяны Антоновны Андросовой.

Фото ЯСИА: Главный врач " Станции скорой медицинской помощи" Т.А. Андросова.