«Үс Түмсүү»: патриоты или националисты

17:49 - 13.1.2021 / 7153 просмотра

Участники движения «Үс Түмсүү» называют себя патриотами, говорят, что силовикам удобно считать их националистами. Они проводят воскресные молитвы в Доме Арчы и общественные рейды. О том, зачем они это делают, чего хотят добиться, есть ли аналогичные организации в других национальных республиках, может ли «Үс Түмсүү» объединить сотни тысяч якутян, — в материале «ЭС».

Каждое воскресенье в полдень в Доме Арчы проводится обряд благословения. Из-за пандемии воскресная молитва сейчас проходит на улице. Пришедшие встают лицом к востоку и зачитывают хором алгыс. Мы насчитали около 30 человек. Видимо, это самые активные участники «Үс Түмсүү», которые не пропускают обряд, даже несмотря на январские морозы.

Впервые движение «Үс Түмсүү» заявило о себе 27 апреля 2017 года, когда тысячи мужчин станцевали осуохай на площади Ленина в честь Дня Республики. Акцию организовали бывшие активисты известной организации «Ураанхай», покинувшие ее из-за разногласий. Эти мужчины стали во главе нового движения, участники которого возрождают верование саха, пропагандируют традиционные ценности, ЗОЖ, придерживаются консервативных взглядов. Их несколько, они предпочитают держаться в тени, выдвигая публичным лидером «Үс Түмсүү» Иннокентия Макарова.

Недавно стало известно, что у «Үс Түмсүү» появится Центр духовно-культурных традиций саха, в котором можно будет проводить встречи и алгыс. Он будет построен около Медцентра в Якутске, где нашлось примерно три гектара свободной земли. «Үс Түмсүү» планирует построить храм духовности на народные средства. Сколько денег потребуется для этого, пока неизвестно. Проект здания есть, говорит Иннокентий Макаров. «Это будет каменное здание в национальном стиле. Оно будет постоянно обновляться. Будет добротное сооружение, как в других странах, чтобы было видно издалека», — мечтает Макаров.

Он отмечает особую заслугу мэра Якутска Сарданы Авксентьевой в вопросе выделения земли: «Проблему в течение многих лет не решили мужчины-мэры, занимавшие пост до нее. А она, как дальновидный человек, смогла понять, что за верой будущее саха. Прямо скажу, смелая женщина».

Нас могут назвать мамбетами

Макаров не без гордости отмечает, что последователей движения «Үс Түмсүү» в республике насчитывается около 50 тысяч человек. «За нами идут 50 тысяч единомышленников, мы идем далеко. И если мы объединимся, то многое преодолеем. Объединяемся, развиваемся по разным направлениям. Все это делается, чтобы прожить жизнь достойно. После распада СССР, когда не стало коммунистической идеологии, многие народы обратились к вере. Мы, малые народы, долго блуждали и нашли себя в веровании. Наша основная цель — прийти к нашей вере, Аар Айыы Итэҕэлэ», — говорит он. По его словам, семь тысяч жителей Якутска разделяют ценности организации. В основном это мужчины, и их средний возраст равен 28 лет.

Эти люди, как говорит Макаров, ставят перед собой правильные цели: поэтапно пройти жизненный путь, обзавестись семьями, придерживаться ЗОЖ, обойти темные стороны жизни. «Мы знаем, куда нам стремиться и что нам делать. И прививаем эти знания молодежи».

Вопрос о том, что в организации состоят в основном выходцы из улусов, обижает Макарова. «В нашей организации — разные люди, в том числе увлеченные и неординарные. Про нас могут сказать, что мы мамбеты. Но хочу прямо сказать, что наоборот выходцы из улусов становятся профессорами, учеными. Коренных жителей Якутска, ставших видными учеными, почти нет. Идеология нашей организации в том, что мы стремимся к мирному сосуществованию и дружбе народов», — говорит он.

Силовикам удобно считать нас националистами

«Үс Түмсүү», подчеркивает Макаров, сотрудничает с мусульманами, буддистами, русской общиной. «Мы не опасаемся их, не принижаем себя, считаем, что находимся с ними на одном уровне, можем общаться с ними правильно и тактично. Молодежь готовим к глобализации: мы должны уберечь себя и молодежь от воздействия других культур, должны знать родной язык и быть преданными своей вере».

Мнение о том, что «Үс Түмсүү» — националистическое движение, Иннокентий Макаров считает поверхностным суждением, удобным для отчетов силовых структур. «Про нас могут сказать, что мы националисты из-за того, что мы патриоты. Наша организация, как под копирку, ложится для отчета силовых структур, которые борются с экстремизмом. Поэтому на нас могут навесить ярлыки. Но мы не националисты и не экстремисты. Есть только одно слово, присущее нам, — патриоты. Я патриот Якутии, Чурапчи, моего родного села Сылан. У меня есть друзья киргизы, армяне, корейцы, китайцы», — перечисляет лидер «Үс Түмсүү».

Фото «Такие дела»

Организация известна тем, что проводит в качестве общественников рейды. Прошлым летом «Үс Түмсүү» проверяла на наличие масок и соблюдение противоковидного режима овощные ларьки на улице Труда Якутска. В январе 2019 года организация наведалась в столичные развлекательные заведения и проводила профбеседы с девушками, которые были замечены в компании приезжих. Об этом стало известно из аудиосообщения, пересылаемого по WhatsApp, в котором легко угадывался голос Макарова. Сейчас он говорит, что это были рейды против распространения в городе насвая.

«Я не против межнациональных браков. Когда люди любят друг друга, что может быть в этом плохого? Когда создаются семьи, рождаются дети, что мы можем сказать против? Кто так говорит? Прекращайте, друзья, свои домыслы. Быть такого не может», — возмущается Макаров.

О убийстве в Сунтаре: есть следственный комитет, мы не вмешиваемся

Он не согласен с утверждением, что эти рейды могли послужить детонатором антимигрантских возмущений после изнасилования якутянки выходцем из Киргизии в марте 2019 года. Тогда, по разным данным, от шести до семи тысяч мужчин, преимущественно саха, собрались в спорткомплексе «Триумф», чтобы выразить свой гнев. Макаров говорит, что этому событию предшествовали подобные случаи, происходившие каждую неделю. «Накопилось и вылилось в “Триумф”», — считает он.

Фото ТАСС

При этом Макаров говорит, что «Үс Түмсүү» не имеет право вмешиваться в работу правоохранительных органов и делать публичные заявления по поводу убийства Алены Ананьевой в Сунтаре (молодая женщина была зверски избита до смерти своим сожителем, а свидетелем по делу проходил известный спортсмен Николай Охлопков). Многие пользователи соцсетей упрекали организацию в том, что активисты никак не обозначили свою позицию по этому поводу.

«Да, произошла трагедия. Мы понимаем боль утраты матерью своего ребенка. Но есть компетентные органы, есть следственный комитет. Мы не должны бежать впереди паровоза. Должны работать профессионалы своего дела, мы не имеем право вмешиваться. Мы же не знаем, что на самом деле произошло. И как раз, когда была пауза в деле, я выходил с заявлением, чтобы Охлопков, если он виноват, то пусть поведет себя по-мужски и признает вину, — считает Макаров. — Ущемленные в своих правах негодуют, почему “Үс Түмсүү” не реагирует. Это означает, что мы близки к народу. Люди хотят, чтобы мы помогали им. И мы помогаем, поддерживаем».

Помогли русской бабушке

Иннокентий Макаров рассказывает, что в неделю три-четыре раза поступают жалобы от женщин. «Недавно звонила девушка, которая попала в ДТП: машину подрезали и поцарапали. Виновник — мусульманин. Поехали, потребовали, чтобы он либо возместил ущерб на месте, либо назвал автомастерскую, где отремонтирует машину. Потом подъехал аварийный комиссар. Ситуацию решили. Если бы не мы, то наверняка виновник принизил бы девушку и не возместил бы ущерб», — считает Макаров.

Обращаются также женщины, имеющие проблемы из-за пьющих мужей. «Есть же слово плохое “сожитель”. Был случай, когда женщина пожаловалась на своего сожителя, который терроризировал ее, обижал ее детей. Лично пошел разбираться. Поговорил с ним. Он понял меня, покинул дом женщины и до сих пор не делал попыток вернуться туда, — рассказывает Макаров. — Не знаю, откуда узнают мой номер телефона. Но сообщения с подобной просьбой поступают регулярно».

Кроме того, почти каждый день люди просят оказать материальную помощь. «Мы собираем деньги и помогаем. В прошлом году помогли русской бабушке из Мархи. У нее закончились дрова. Привезли продукты, дрова, растопили печку. На следующий день ей из Мирного девушка отправила грузовик дров. Якутка», — подчеркивает общественник.

Рожала 16 детей, доила 16 коров

В «Үс Түмсүү» состоят не только мужчины, но и женщины. Правда, их число, по словам Иннокентия Макарова, неизвестно. Ранее журналист Сусанна Рожина заявляла, что ей предложили возглавить женское направление организации. «Не припоминаю такого. Но кто угодно может присоединиться к нашему движению, лишь бы разделял наши взгляды», — говорит Макаров.

Он уверен, что в традициях саха проводить мужские осуохаи. Якутская женщина испокон веков не вмешивалась в мужские дела, ее предназначение — рожать детей, оберегать домашний очаг, быть тылом своему мужчине, говорит Макаров. «Раньше женщины рожали 16 детей, ходили за 16-ю коровами. Всех детей поднимали на ноги, растили здоровыми и закаленными. Авторитет мужа и отца был непререкаем. Женщины не пытались соперничать с мужчинами. Мужчина — добытчик, главный человек в семье. Сейчас нас, таких мужчин, тоже много», — считает лидер «Үс Түмсүү».

Он сетует, что современные мужчины обмельчали. В некоторой степени, по его мнению, сказывается низкий уровень жизни, неразвитость социальных лифтов. «И традиционная вера им поможет», — уверен Макаров.

Есть модернисты и традиционалисты

По мнению кандидата исторических наук, доцента ИФ СВФУ Айтала Яковлева, народ вправе вносить какие-либо изменения в свои традиции, как то мужской осуохай и молитва: «Если традиции народа не меняются — значит, культура народа мертва и осталась храниться только в музеях». Угроза полной ассимиляции саха с другими народами вплоть до его исчезновения отсутствует, считает он.

«На данный момент в Якутии можно наблюдать несколько видов адаптации к культурной глобализации. Первое, это путь модернистов, суть которого защищать якутскую культуру, сделать ее понятной и интересной для большого мира, используя достижения общечеловеческой культуры, глобальной цивилизации. Например, это якутское кино, Театр олонхо, блогеры, сидящие на различных онлайн-площадках. Второго пути придерживаются традиционалисты, к кому мы относим объединение “Үс Түмсүү”. Традиционалисты выступают против слияния с большим миром, они — за сохранение понятных и простых народных устоев.

И модернисты, и традиционалисты существуют везде по миру. На данный момент в Якутии обе силы занимаются ревитализацией традиции саха. И сейчас мы живем в таком обществе, где каждый вправе выбрать свою правду и идти по своему выбранному пути. К чему это приведет, рассудит история», — объясняет Айтал Яковлев.

В Татарстане нет подобного движения

В ноябре прошлого года стало известно, что в Тыве появился аналог якутской организации — «Чоннун Олдары» — «Сыны Народа», которая занимается «рейдами в кафешки» и разгоняет «пьяных тувиночек из злачных мест». Инициатором движения стал Денис Михайлов, наполовину якут, наполовину тувинец.

Наши коллеги из других национальных республик ответили, что подобных организаций у них нет. В Татарстане такие движения, как «Үс Түмсүү», в принципе невозможны, говорит журналист Эльвира Фатыхова. Причиной тому близость к Москве, считает она. «Был у нас “Шэрык клубы” (“Восточный клуб”), где мы собирались с молодежью, приглашали артистов, депутатов и прочих известных людей, просто пили чай и обсуждали их успехи. Так вот, в итоге этот клуб разогнали, а здание продали. Существует Татарский общественный центр, который преимущественно состоит из пенсионеров. Что только не творят с ними правоохранительные органы: вечные штрафы, обыски, изъятие всех гаджетов, суды», — рассказывает она. Второй причиной отсутствия подобных якутскому объединений журналист называет историческую значимость православия и ислама в республике.

Нишевая маргинальная история

Директор департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук Никита Аргылов считает, что любые массовые объединения могут стать инструментом для политиков. При этом почти невозможно контролировать их действия: «Можно утверждать, что это организация фанатиков. С нею можно договариваться, держать регулярный контакт, но контролировать вряд ли. И как мы видим, с подобными организациями связь держат, общаются».

Аргылов считает, что консервативные взгляды в глобализирующемся мире вряд ли будут живучи. Потому вероятность того, что к движению присоединятся хотя бы треть якутян, низка.

«Такие объединения будут живы, безусловно, как отражение настроения части населения, но это всегда будет малая часть населения. По крайней мере, в том виде, в той организации, которую мы видим. А количество так называемых подписчиков, читателей в социальных медиа, совсем не объективный показатель их популярности.

Организация придерживается больше всего популистских взглядов. Организация без реальных дел, систематической работы, только с помощью деклараций, популизма и архаичного поведения сама по себе вряд ли сможет собрать даже 1/3 населения. Это очень нишевая история, я бы даже сказал, маргинальной части населения», — считает Никита Аргылов.

Если нас обижают и унижают

«Үс Түмсүү» в своем аккаунте в инстаграме держит в избранных папку «Триумф», где хранятся видео с авто, едущими на митинг, фото с мероприятия. Мартовские события 2019 года могли сложиться гораздо хуже, уверен Иннокентий Макаров. «Ни полиция, ни кто другой не смогли бы сдержать разгневанную многотысячную толпу. Только благодаря нам удалось избежать последствий. То, что на следующий день два пьяных парня кидались фруктами, это не в счет, это милое дело. Ночью того дня 10 тысяч киргизов и узбеков уехало из республики. И уехали люди, которые пережили резню в Оше в 90-х. Они испугались того, что саха поднимут бунт, поэтому и уехали. Потом вернулись, поняли, что люди успокоились. Мы, саха, мирные люди. Но если мы решим, что нас обижают и унижают, то в любой момент можем подняться. Открыто говорю вам об этом», — говорит Макаров.

— А кто-то считает себя обиженным? Разве любой конфликт, прежде всего, это не конфликт между людьми, а не представителями различных наций?

— На это мы отвечаем: многое видели, наших женщин много раз обижали. Эти случаи мы стараемся не предавать огласке, решаем между собой. Здесь нет никакой межнациональной розни.

Фото на главной: «Такие дела».

Саша АЛЕКСАНДРОВА, Эхо столицы

Sakhaday.ru