Самый красивый учитель Якутии: «Строгость – это путь в никуда. В чем смысл пугать детей?»

16:20 - 24.3.2023 / 4861 просмотр

Мало кто может похвастаться, что учился у Мистера Дальний Восток–2013, участника «Давай поженимся» и просто незаурядного человека. Дмитрий Ковальский не горел желанием работать в школе, но стал негласным амбассадором своей профессии. Он каждый день разрушает стереотипы, что учитель должен жить лишь призванием, носить строгий костюм и держать лицо. Дмитрий Владимирович не боится быть красивым, современным и смешным. Его профессиональный девиз: «Учитель – это зонтик, прячет от дождя, но не должен бить по голове, чтобы ребенок мог найти себя и развиваться».

Дмитрий Ковальский работает советником директора по воспитанию в школе №26 Якутска и экспертом Росдетцентра, передает SakhaDay.

– Дмитрий Владимирович, как вам удалось отвоевать право на частную жизнь?

– На самом деле, я его еще не отвоевал. Я считаю, что все стереотипы формирует именно сообщество учителей. Мы очень большой класс бюджетников, почти у каждого есть знакомый или друг учитель. Эти способы приструнить учителей, мол, нельзя появляться в купальнике или вести себя по-молодежному, – накапливаются в обществе от самих представителей профессии. То есть учителя сами зажимают себя в рамки, придумывают себе ограничения, потом несут это в массы. А общественность слышит учителей и придумывает им еще дополнительные рамки.

В четвертый год моей практики (скоро будет 10 лет) одна очень опытная педагог на полном серьезе сказала мне: «Вы не солидно выглядите, вам нужно отрастить или усы, или живот!». Я это к тому, что ее близкие прислушивались к ее мнению и тоже, возможно, считают, что учитель должен быть пузатым, большим, добрым, надежным.

На «Давай поженимся» я ехал не невесту себе искать. А как человек, каждый день думающий о популяризации учительства, я хотел показать, что мы тоже можем! Много ли учителей было на Первом канале? И моим главным требованием было показать ролик, где будут мой директор, мои дети и обязательно они должны что-то говорить. Я хотел максимально рассказать о школе и Якутии. И лишь недалекие люди увидели в этом глупый пиар. На меня после передачи 20 учителей из России подписались и все. А что я мог поделать, если выбранная мной девушка не видела меня своим женихом? Кстати, она футбольный тренер, тоже педагог.

– Наверное воспитывать чужих детей тяжкий труд?

– Я с первого года работаю в воспитательном отделе. У меня никогда не было проблем с определением плохих вещей, много раз проводил беседы на опережение. Если несколько молодых людей собрались за углом, то наверняка они задумали маленькое преступление, например, покурить. Иногда достаточно просто взглянуть в глаза. Говорю: «Давай рассказывай, что хотел сделать». Сначала немного стесняется, потом рассказывает. И тут не нужно ругать ребенка, потому что уже предотвратили. Просто отправляешь в кабинет. А если не уверен, что дойдет, то провожаешь. По пути что-то рассказываешь, разряжаешь обстановку. Даешь понять, что это ненормально, но это не значит, что ребенок ненормальный. В большинстве случаев, это имеет положительный результат. Лучше вернуть из 100 прогульщиков 30 со словами: «Постараюсь работать лучше!», чем ничего не делать, утверждая, что все дети прогуливают.

Я считаю, что если учитель объективно оценивает свои возможности и понимает, что больше не может работать в школе, то он должен уйти. Это лучше, чем заражать детей своим негативом. И когда в моей семье случилась трагедия, я уволился из школы №7 и вообще ушел из образования на два года. Затем, придя в себя, прошел собеседование в школу №26.

– Какие новости в школьном образовании?

– Сейчас на федеральном уровне идут очень хорошие изменения ФГОС 2.0. Наконец-то! К радости многих педагогов воспитательный отдел приравняли к обязательному компоненту, то есть школа должна не только учить, но и воспитывать и следить за нравственностью. Никаких оскорблений, матов, непристойностей, травли, которые могут воспитать в ребенка чувство несправедливости.

Мне кажется, что нововведение положительно скажется на обучении. Ведь если в обществе все будут иметь базовое воспитание, то с такими людьми будет легче обсуждать прорыв в математике, физике, химии, биологии.

Мне нравится, что у советников по воспитанию есть единый календарь мероприятий, но мы можем всегда дополнить его региональными особенностями. Есть критика, что нелепо каждый понедельник слушать гимн России. Но как это гражданам может быть неприятно слушать свой гимн? Еще говорят, что мы делаем из детей солдафонов. Но это не так, у нас никто не выходит к доске с автоматом (смеется).

Если говорить о нашей школе, то наш директор Айаан Ильич Васильев – настоящий самородок для образования! По его инициативе в школе произошло столько изменений. Например, он предложил покрасить стены. Все с радостью поддержали, закупили краски. Учителя и дети сами навели красоту, не дожидаясь капремонта. Кстати, строительство пристроя уже началось.

– Учителя зарабатывают среднюю зарплату 95 315 рублей?

– Да, и если учитель правда много работает, то он зарабатывает еще больше.

– Напоследок, какой вы учитель? Добрый, строгий, требовательный?

– На самом деле, очень добрый. Я давно понял, что строгость – это путь в никуда. В чем смысл пугать детей криками? Ты должен пугать их своей непреклонностью к нарушениям, плохому поведению. Когда ты идешь по коридору, ученики должны думать: «Он за гадость не простит, 100% доведет до конца, но к нему можно обратиться за помощью». Добрый – это не значит, что весь класс сидит на шее. Добрый – гуманный, любящий детей.

Нельзя работать в школе без любви к своим ученикам. Только родители больше чем учителя понимают, какие же классные у них дети! Что-то всегда рассказывают, мозг конечно опухает, но думаешь, какой же поток информации! У детей есть чему поучиться. Бывает, что человечек очень заблуждается, тогда ты сразу реагируешь.

Я против ненастоящих учителей. К сожалению, после хорошего финансирования к образованию присосались лица, без опыта и стажа, по сути никто и звать никак. Эти прилипалы появляются в любой среде, где начинают появляться деньги. К счастью, они не работают с детьми. Но создают какие-то сообщества и курсы для учителей. В любой сфере профессионалы будут бороться с не профессионалами.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru