С первого дня работы в Госдуме я особое внимание уделяла документам, которые готовит Счетная палата.
Сейчас, когда Якутск и многие другие якутские города и села затянуты дымом пожаров, я читаю бюллетень Счетной палаты, выпущенный в апреле этого года.
И понимаю, что пожары можно было сократить. Совсем избавиться от природных пожаров невозможно, но значительно снизить вред - вполне. Сберечь наши уникальные леса, спасти животных, сократить вредное воздействие дыма на людей.
Отчеты о результатах контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой содержат подробнейшие рекомендации в адрес всех заинтересованных структур. Но Счетная палата как Кассандра среди госструктур, предрекает катастрофу, но ее никто не слушает. Что же говорится в отчете?
Разброд и шатания
Наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами не организованы должным образом.
Минприроды России не может до сих пор привести в порядок свои документы. Рослесхоз - наладить работу информационных систем, а регионы передают недостоверные сведения. То есть приуменьшают масштаб трагедии, чтобы не вводить режим ЧС.
Организация системы обнаружения и учета лесных пожаров также полна недостатков. Информационная система Рослесхоза с 2018 года не модернизируется. Модуль грозопеленгации не функционирует с 2019 года (в то время как 87,9% пожаров в Якутии возникают именно из-за гроз). ФБУ «Авиалесоохрана» разместила 32 станции регистрации молниевых разрядов в 22 регионах, но договоры ответственного хранения не оформила (возможна утрата оборудования на 1,7 млн рублей).
Пожары власть плохо видит, о количестве очагов нет достоверной информации. И что самое опасное, на фоне этой неразберихи в регионах фактически сокращается кратность авиационного патрулирования. Спешу разочаровать, если пожар игнорировать, он никуда не исчезнет.
Нарушения в госзакупках
И наше любимое – нарушения в сфере закупок (ГБУ Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» в аукционную документацию и 15 государственных контрактов на оказание авиационных услуг включены дополнительные условия, не связанные с предметом аукциона в электронной форме, а также приводящие к ограничению конкуренции. С 2021 года по сентябрь 2022 года указанные контракты заключены и оплачены на сумму 379,2 млн рублей.
В марте этого года ГКУ РС(Я) «Центр закупок» провели аукцион на услуги по тушению пожаров на сумму 19 352 824,14 рублей, в апреле подписали контракт с победителем, предложившим наименьшую сумму, но ГБУ Республики Саха (Якутия) «Якутская база авиационной охраны лесов» отказалась его исполнять и расторгла. Новой закупки уже объявлено не было.
Это не заказ новой мебели в кабинет чиновника, как можно было не обеспечить проведение повторного аукциона? Разве таким должно быть отношение к тушению пожаров?
Почему мы горим
С 1 марта 2023 года вступило в силу новое положение Правил тушения лесных пожаров и площадь таких зон должна сократиться на 17,9 % (415 млн га расчетно). При этом сокращение зон контроля и увеличение зоны авиационного обнаружения и тушения не обеспечено соответствующим финансированием. Это вывод Счетной палаты.
На основании решений региональных комиссии по ЧС не тушатся зоны контроля лесных пожаров. В Якутии решением комиссии было остановлено тушение пожаров, на которые уже потратили 13,2 млн рублей. А сегодня мы видим результат этих действий по всему юго-востоку региона, даже в Якутске.
Решения о приостановлении работ по тушению пожара в зоне контроля на землях лесного фонда создает риски увеличения площади пожаров, например, в Усть-Майском и Мирнинском лесничествах, что представлено на рисунке.
Источник: счетная палата РФ
Но даже когда пожары в лесах Якутии тушат, это делается весьма своеобразно. Тушение в наземной зоне осуществляет ГАУ «Якутлесресурс», в авиационной зоне – ГБУ «Авиалесоохрана». При этом наземные и авиационные силы действуют отдельно друг от друга. Это создает риски для людей и снижает общую эффективность работ.
Что же делать?
Читать бюллетень Счетной палаты и выполнять ее рекомендации. Если бы это было сделано, пожаров было бы меньше. Заметьте, ситуация в Усть-Майском районе была спрогнозирована. Властям республики нужно внимательно отнестись к этому и исправить ошибки к следующему сезону. Иначе так и будем гореть каждый год.
Что еще? Нужен комплексный подход – огромное количество ошибок нужно исправить и федеральным ведомствам. Проблема недостатка финансирования и неэффективного расходования средств – очень серьезная. Понятно, что экономическая ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону в ближайшее время. Тем большее значение приобретает внимательное и бережное отношение к бюджету – как федеральному, так и бюджету регионов.
Сардана Авксентьева