73 года назад, в апреле 1946 года, в Якутске окончательно свернули свою деятельность штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль, легендарный АЛСИБ. При этом только с ветром перемен, в начале 90-х, в российских СМИ стали появляться первые сведения об одной из малоизвестных страниц войны – самоотверженной работе советских людей и американцев по созданию и эксплуатации арктической авиатрассы Аляска-Сибирь, представляющую собой воздушный мост из США через Берингов пролив в СССР.
АЛСИБ действовал непрерывно в течение 1942-1945 гг. и по нему на основе соглашения по ленд-лизу перегонялась американская боевая техника.
Самолеты доставлялись американцами от авиационных заводов, расположенных на севере США, до Фэрбенкса, где их принимали уже советские летчики. Далее полет проходил по маршруту: Ном – Уэлькаль – Марково – Сеймчан – Оймякон – Хандыга – Якутск – Олекминск – Киренск – Нижнеилимск – Красноярск. Административным центром трассы был выбран наш Якутск. Здесь размещались штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль. Здесь же базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.
Трасса Сталина–Рузвельта
Выпущены десятки книг, воспоминаний ветеранов о легендарном АЛСИБе и все же история освоения этой секретной трассы Сталина–Рузвельта таит в себе еще немало неизвестных страниц. Одна из них недавно раскрыта энтузиастами-краеведами. Поисково-исследовательская группа в составе Александра Дьяконова и Владимира Попова обнаружила в районе Авиагруппы столицы республики дом, обладающий историко-культурной ценностью. Как оказалось, в годы войны в нем проживал командный состав перегоночной трассы и летчики 4-го перегоночного авиаполка. Позднее по адресу: ул. Кальвица, 2/4 располагалось общежитие инженерно-технических работников Якутского управления гражданской авиации.
Ленд-лиз (от англ. lend-lease – давать взаймы в аренду).
Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам - союзникам по антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны. Закон о Ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Первоначально срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, затем ежегодно продлевался. Заявление о прекращении поставок сделано правительством США 21 августа 1945 года.
На взгляд специалистов, дом этот имеет замечательную архитектуру, историю и вполне достоин занять место в охранной зоне № 2 Залогом. В отличие от перестроенного в общежитие и сгоревшего несколько лет назад клуба перегоночной авиадивизии, который находился недалеко от здания ИТР, дом этот неплохо сохранился и его вполне можно отреставрировать. «Он имеет на фронтоне чердака интересное оконце в виде восьмиконечной звезды, – говорит Александр Дьяконов. – Такая же звезда расположена на здании штаба авиаперегоночной трассы по улице Гагарина, 8 в аэропорту. Нами ведутся дальнейшие исследования по этой интересной теме. Назначены встречи с ветеранами, ведутся поиски планов застройки Авиагруппы тех лет, с целью выявления новых зданий, представляющих историко-культурный интерес…»
Якутск – столица АЛСИБа
Штаб и дом комсостава северной трассы наверняка строились одними и теми же плотниками, так как они очень похожи друг на друга. В доме на Кальвица проживал командир 1-й перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза полковник Илья Мазурук. Отметим, что Илья Павлович получил звание Героя еще в 1937 году в качестве командира самолета ТБ-3. Полярный летчик участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого важного правительственного задания, ему и была вручена золотая звезда Героя с вручением ордена Ленина.
[caption id="attachment_63908" align="aligncenter" width="656"]Что касается Алсиба, то плотная работа по нему началась осенью 1941 года. 9 октября Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве ВТКУ – воздушной трассы Красноярск–Уэлькаль, обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии. На основании этого постановления Совнарком ЯАССР 12 октября принял решение «немедленно приступить и закончить к 1 декабря 1941 года строительство аэродромов в гг. Якутске, Алдане и Олекминске». Районным руководителям предлагалось мобилизовать население для выполнения работ, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Правительство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов.
По словам известного публициста, летописца истории авиации Якутии Ивана Негенбли, в распоряжение Управления ВТКУ была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы, среди которых были пилот, впоследствии Герой Социалистического труда Валерий Кузьмин, авиатехники Митраков, Сдобников и другие. Якутский аэропорт, в довоенное время пригодный для обслуживания, приема и выпуска только самолетов легких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжелых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения. Всего на трассе за годы войны в трудных погодных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения. К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов.
[caption id="attachment_63909" align="aligncenter" width="1000"]В Великой Отечественной войне 1941-1945гг. участвовало около 137 тысяч самолетов, выпущенных отечественными авиационными заводами, свыше 14 тысяч боевых машин было поставлено по ленд-лизу. Потери за эти годы на сибирском участке перегоночной трассы АЛСИБа составили – 81 самолет. В 44 катастрофах погибло 115 летчиков. Самая большая катастрофа на трассе произошла в Красноярске. 17 ноября 1942 года при взлете погиб командир Ли-2 капитан Барков и 30 пассажиров – личный состав эскадрильи летчиков-истребителей, транспортировавшихся в Якутск к месту базирования.
От Жатая до Владимировки
В архивах удалось найти сведения, что уже 10 октября первого года войны состоялось совещание комиссии по выбору площадки под строительство Якутского комплексного сухопутного и гидроаэропорта для Якутской авиагруппы. Было предложено четыре варианта. По первому предлагалось расширить существующий аэропорт (он располагался практически на месте современного) или же взять для строительства сухопутную авиаплощадку в районе Белого озера. Для гидропорта использовать одноименное озеро с прилегающими другими путем проведения ряда гидротехнических работ.
Второй вариант: для сухопутного аэродрома взять площадку возле поселка Жатай у Сафоновской протоки, что в 13 км от города. Для гидропорта использовать залив на месте Сафоновской протоки, занимаемый Якутским речным портом для отстоя судов. Для третьего варианта специалисты предлагали взять площадку возле Табагинской протоки под сухопутный аэропорт, а для гидропорта – саму протоку. По четвертому варианту для гидроаэропорта предлагалось использовать систему озер возле Владимирской протоки, а для сухопутного – площадку неподалеку от одноименного села.
Обсудив все варианты комиссия пришла к выводу, что «...лучшей площадкой является существующий аэропорт ГВФ в 7 км. от города по тракту на с. Марха. Этот аэродром при условии его расширения и благоустройства полностью отвечает требованиям аэродрома первого класса. Для организации гидроаэропорта наиболее подходящая территория – левый берег р. Лены у Сафоновской протоки, на месте отстоя судов ЯРПа, на расстоянии 6 км от центра летного поля сухопутного аэропорта вниз по течению Лены». Этот вариант предлагался специалистами горархитектуры.
В 1942 году с созданием сухопутных аэропортов все самолеты гидровариантов изжили себя, и в 1943-м военная гидроавиация закончила свое существование.
В небе «Аэрокобра»
Весной 1946 года перегоночная трасса Аляска–Сибирь прекратила свою деятельность. Многие после войны остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации. Летчики-перегонщики Валерий Львович Браташ, Валерий Ильич Кузьмин, Николай Михайлович Сладков и Юрий Петрович Яковлев первыми из якутян стали заслуженными пилотами СССР. В наследство от трассы Якутии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.
Героизм тружеников трассы Аляска – Сибирь получил высокую оценку – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.
В октябре 1992 года, в честь 50-летия начала полетов по трассе, в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полете стела. От нее идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 115 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» в натуральную величину – одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов.
Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru
На фото: Строительство полосы в Якутске