Сергей Юрков. Часть 3. Об управляемой деградации общества, декларациях о «суверенитете» и «бытовом национализме»

14:07 - 27.6.2017 / 1329 просмотров
SakhaDay продолжает публикацию интервью с лидером первого общественного движения в Якутии Сергеем Юрковым. Во второй части интервью Сергей рассказал о "репрессиях" и ангелах-хранителях, встречавшимся ему на пути. В сегодняшнем разговоре он высказал мнение об общественных организациях, которые назвал имитационными проектами, рассказал о попытках суверенизации республики, и о том, почему раздувание темы межнациональных конфликтов 70-х 80-х годов в Якутске напоминают ему попытки «натянуть сову на глобус». - Сейчас общественники в тренде. Общественные организации финансируют и поддерживают на самом высоком уровне. Как вы оцените влияние общественников на власть сегодня? - Для наличия реальных общественных организаций должно быть общество. Общество состоит из граждан. Вспомните советское время! При ликвидации безграмотности коммунисты, настоящие коммунисты, учили людей на уроках: «Мы не рабы, рабы немы». Они заставляли народ читать и слушать классику. Смотреть «Лебединое озеро» и «Международную панораму». Они чуть ли не силком водили в музеи и требовали духовного роста.Потому что из рабов, привыкших безропотно гнуть спину на хозяина, получать затрещины и заискивающе заглядывать в глаза начальнику, лепили граждан! Они объясняли людям, что заводы и фабрики, недра страны — это их общенародная собственность и скрепляли общество общим экономическим интересом. Да, они были романтиками и идеалистами и хотели лучшего будущего для своего народа. Поэтому советские люди, в своём большинстве, ощущали себя членами общества, а не стада и осознавали ответственность за свою страну. Насколько им это удалось, можно поспорить. Однако на моём пути такие люди встретились во множестве. На наш первый митинг на Комсомольской площади пришло больше семи тысяч человек. Чего мы требовали - повышения зарплат? Нет, это еще был народ, воспитанный коммунистами. Первый митинг прошел под лозунгом ликвидации районного деления Якутска с целью сокращения аппарата чиновников. Защита Зеленого луга тоже не обещала никому туго набитых карманов. Люди болели за свою страну, свой город, а не за свой карман. Да и такие, как я, Боголепов, Калинин, Виноградова, Расторгуева, Третьякова и многие-многие другие, не с неба свалились, а были воспитаны в том самом «тоталитарном» режиме. Советское время вылепило меня, и я ему за это благодарен…  Значит, их труд не был напрасным, а дело их живёт! Можно ли сказать это про нас сейчас? За последние 30 лет общество деградировало в стадо. С помощью телевизионной жвачки и неустанной промывки мозгов слепили нового «человека». Его кругозор ограничен «Домом 2», а желания - крутой тачкой. Общество атомизировано, разорвано на составные части по экономическим, национальным и религиозным признакам. Каждый сам по себе и каждый сам за себя: «человек человеку волк» … Эти «истины» вбили в голову людям. Зачем это с нами сотворили? Потому что организованной банде намного удобнее грабить неорганизованную толпу… Поэтому, нынешние общественные организации в своём колоссальном большинстве это не более чем имитационные проекты. Они создаются с целью отвлечь общество от его коренных, фундаментальных проблем. «Общественники» просто «пилят бабло», осваивают бюджеты, делают карьеру во властных структурах и пр.  Реальные кураторы пишут отчёты об удачных находках по оболваниванию толпы новой «морковкой». Больше всего происходящее напоминает мрачную сказку о Гамельнском крысолове. Причём, чтобы понять происходящее, достаточно ознакомиться с биографиями многих «молодогвардейцев» или деток чиновников - «патриотов», а также депутатов. Как они при первой возможности валят на враждебный нам Запад. Как зачастую поливают дерьмом ранее «обожаемую» Родину. Впрочем, читать народу уже «некогда», а от мыслей «голова пухнет». Однако я убеждён, что до тех пор, пока большинство не осознает каким образом организована экономическая система по ограблению страны, добра не будет. Без ликвидации модели компрадорского капитализма толпа не станет обществом, а люди – гражданами. Значит и реальные общественные организации в ближайшее время нам не светят! - Кстати, о преследовании. Нашла в недрах Интернета: «В бюллетене “Новый хронограф”, выпускавшемся тиражом 2-5 экземпляров, в №23 от 18.11.1990 года, находим маленькую заметку: “На лидера общественно-политической организации “Радикал” Сергея Юркова заведено уголовное дело за “разжигание национальной вражды ....". Было ли это? Да это было. Как «это» было. Сейчас патриотами самых разных мастей принято «посыпать голову пеплом», вспоминая «чудовищное предательство», совершённое депутатами Верховного Совета РСФСР 12 июня 1990 года. Напомню: в этот день I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Все соглашаются с тем, что именно это положило начало разрушению нашей Родины – СССР. Однако мало кто задумывается над причинами произошедшего. Откуда столь чудовищное единодушие? Результаты голосования: 907 — «за», всего 13 — «против» и 9 — «воздержалось». По другим вопросам не наблюдалось такого единодушия. Например: 29 мая 1990 года Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР с третьей попытки, набрав 535 голосов против 467 голосов у «кандидата Кремля» А. В. Власова. Следовательно, даже прокремлевские депутаты, почему-то почти единогласно поддержали принятие Декларации. Связано это с той преступной борьбой, которую Горбачёв развернул против интересов России и союзных республик из-за конфликта с Ельциным! Он поставил интересы своей мелкой политической интрижки выше интересов страны. Результатом чего и стала волна суверенитетов, похоронившая в итоге союзное государство! Еще до 23 апреля 1990 года, когда начались переговоры (Новоагарёвский процесс) по подписанию нового союзного договора, Горбачёв, в целях укрепления собственной «значимости», поддержал идею поднятия статуса автономных республик до уровня союзных. Он стремился снизить значимость союзных республик за счёт уравнивания их в правах с автономными. В рамках реализации этой стратегии Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В нём в частности вместо категории «исключительная собственность государства на природные ресурсы» была введена новая — «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории», а государственная собственность подразделялась на общесоюзную собственность, собственность союзных, автономных республик, автономных областей, округов и административно-территориальных единиц. В Законе «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» от 26 апреля 1990 г., также речь шла о выравнивании прав союзных и автономных республик в социально-экономической, хозяйственной и культурной сферах. Открытая война была объявлена 24 мая 1990 г., когда народный депутат РСФСР и председатель Совета министров ТАССР  М.Г. Сабиров, выступая на съезде народных депутатов РСФСР, поднял вопрос о повышении статуса республики до союзного. [caption id="attachment_18145" align="aligncenter" width="900"] Сергей Юрков в августе 1991 года[/caption] Чем это грозило единству России стало понятно уже в 1991 году, когда целый ряд автономных республик отказались проводить на своей территории общероссийский референдум. Куда этот путь мог завести нас дальше, мы знаем теперь постфактум на примерах кровавых вакханалий Карабаха, Абхазии, Чечни, Южной Осетии, Нагорного Бадахшана и тд.  Своими действиями Горбачёв спровоцировал ужесточение противостояния между союзными республиками, опасавшимися за свою целостность, и союзным центром. Это резко осложнило и затормозило переговорный процесс по подписанию нового союзного договора, потому что вместо 9 субъектов (союзных республик) на участие в нём начали претендовать 40! Горбачёв в своей кампании против Ельцина активно использовал партийные структуры КПСС, над которыми сохранил контроль. Таким образом противостояние между «коммунистом» Горбачёвым и «демократом» Ельциным было перенесено из политической в область государственного строительства и межнациональных отношений! Те же процессы в 1990 году происходили и у нас в Якутии. Тема повышение статуса Якутии до союзной республики активно продвигалась с весны 1990 года. Причём, как и в целом по России, для этого использовались структуры КПСС. Однако в результате возник раскол до этого в целом единого демократического движения Якутии. Саха-национальные демократические организации поддержали идею суверенизации, а мы (Радикал, ДССП, часть правозащитников) резко выступили против. В нескольких номерах газеты «Выбор» мы жёстко критиковали эту идею, обоснованно предупреждая о самых страшных последствиях попыток расчленить РСФСР. На площади Ленина прошёл ряд митингов против «суверенизации» Якутии. Ролик с одного из таких митингов сейчас активно гуляет по саханету. Тогда против меня и попытались первый раз возбудить дело за разжигание национальной розни. Однако в то время следователи и прокуроры руководствовались нормами закона, а не ценными вышестоящими указаниями. Я пояснил, что выступаю против попыток развала единого федеративного государства – РСФСР, а отнюдь не против моих земляков якутской национальности. Сказал, что судьбу народа саха, делают разменной монетой в политических играх между Горбачёвым и Ельциным и… дело было прекращено. Однако моя ситуация была намного более простой – я абсолютно независимый человек, «обезбашенный радикал». Гораздо тяжелее пришлось Артуру Николаевичу Алексееву. Страшным катком пресса и «общественные» деятели проехались по нему. Он пошёл тогда не только против господствующего мнения, но и фактически против части партийных структур КПСС, когда сказал народу правду. Не может быть суверена внутри суверена, принятие Декларации о суверенитете означало фактический выход Якутии из состава России. Мы впервые тогда оказались с ним с одной стороны баррикады. Необходимо понимать, что нынешняя Декларация о «суверенитете» Якутии имеет самое отдалённое отношение к той, что пропихнули в 1990 году. Ныне Якутия, входя в правовое пространство РФ, является полноценным и полноправным субъектом Российской Федерации. Тогда же - в 1990 году, была предпринята попытка вывести её из единого правового пространства России. Не удалось это сделать, в том числе, благодаря так проклинаемой ныне многими, Декларации о суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года. Её появление до принятия подобных Деклараций автономными республиками создало предпосылки для последующего их изменения в части норм противоречащих федеральной Конституции. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что это было естественным и единственно возможным действием для противодействия планам Горбачёва по фактическому расчленению России. Горько призвать, что суверенитет России подложил мину под наше единое Отечество, однако очевидно, что по-другому народные депутаты РСФСР в той ситуации поступить видимо не могли. Именно поэтому: 907 — «за», и всего 13 — «против»… - Затрону достаточно болезненную тему, которая часто муссируется в якнете при воспоминаниях о 90-х годах. Речь идет о таком отвратительном явлении, как бытовой национализм. К примеру, сейчас ходят байки о том, что в автобусах нельзя было говорить по-якутски, вход в парк местному населению был запрещен. Вы обращали на это внимание? Можете охарактеризовать тот период? - Якутск — это мой родной город. В нём я окончил школу, затем университет и могу ответственно сказать: мы в советское время не делились по национальному признаку! Было деление по районам. Хорошо помню, как, например, мы, «мировская шпана», в детстве и подростками ходили «махаться» с «центром». Однако и у нас, и у них были и русские и якуты вперемешку. Мальчишки должны драться, превращаясь в мужчин, и это - нормально. Должны уметь драться, держать удар, постигать мужское товарищество, ведь они будущие воины, защитники и мужья. Конечно, всё хорошо в меру… Было такое же деление более «высокого» уровня: на городских и «районников». Впрочем, поверьте мне, всё это было характерно для того времени по всей нашей стране. Поговорите с новосибирцами или иркутскими, чифами или орловцами – везде одно и то же. Откуда тогда такие истории? Представьте себе ватажку мальчишек из Намцев, которые приехали в город и нарвались на, допустим, «заложных». Вполне естественно, что они, не понимая наших реалий, соотносили конфликт со своей национальностью. Однако, абсолютно точно, что это было не так, и большинство из них, повзрослев и переехав в город, открывали для себя эту другую реальность. Возможно, кто-то из них так и не повзрослел, или детские обиды и стереотипы оказались комфортней действительности. Такие, наверное, до сих пор искренне продолжают утверждать, что их «гнобили» в городе за то, что они якуты. Насколько это ложная концепция становится понятно, если только копнуть чуть поглубже в уже известные ситуации. Сейчас в качестве «хрестоматийного» примера «национального» движения якутов приводят события апреля 1986 года. Не буду пересказывать тут всю эту историю, отмечу только, что именно «заложная шпана» всегда считалось самой «отмороженной» и приблатнённой, т.к. именно в том районе было много бывших «сидельцев». Расскажу, как я увидел её «изнутри» событий. По универу ходили слухи, что Залог в конец «обурел» и потерял совесть, вроде даже нашим девчонкам прилетело на катке. Хорошо, что в то время меня «носила на своих крыльях» любовь, и мне было не до этого. Боюсь, что при другом «раскладе», я, как хороший организатор, влез бы в эту кашу с ногами. Однако, всё равно мне рикошетом «прилетело». В те дни я практически ежедневно, перекусив после занятий дома, вновь летел к Марине в семнадцатую общагу. В этот день, еще на подходе к УЛК, мне навстречу попадались группки ребят, которые куда-то целенаправленно двигались. Была пара «злых и грозных» взглядов и всё… Никто меня, одинокого русского парня, бить и не пытался. Однако, увидев, что общага практически «вымерла», а ребят нет, я забеспокоился. Уже поднимаясь по лестнице наверх я встретил одного одногруппника, который сбегал вниз по лестнице (кстати, вроде с Намцев). Я спросил, что происходит, он что-то невнятно пробурчал, отводя глаза, и попросил не ходить сегодня на озеро. Я сказал, что иду к Марине, и что мы туда не собирались. Однако понял, что намечается грандиозный «махач» с заложными. Боясь, чтобы она не влезла туда разнимать, я прыжками помчался наверх… её в комнате не было. Я, как ошпаренный, рванул к озеру.  Подлетел к спуску – внизу толпа ребят, человек 300-400, может, чуть больше. Не останавливаясь я побежал по спуску и набирая скорость, как нож в масло пролетел почти до центра этой толпы. Успел задыхаясь спросить: «Пацаны, что случилось?» В ответ «А тебя е-т?». Ну я естественно ответил, что «да». И тут мне прилетело откуда-то сбоку. Поняв, что сейчас меня будут бить, «и возможно ногами», я выбрал лицо поближе и от души саданул в ответ! Врезали ещё раз, и почти мгновенно свалив, начали пинать. Я «закрылся» в клубок, пряча лицо, в ожидании продолжения «банкета», однако … пару-тройку раз ещё пнули и всё. Я приподнял голову: вокруг меня кольцом стояли наши ребята с ГРФ и зверски ругались с остальными. Федька меня попросил: «Серёга, уйди от греха подальше, а то нас сейчас из-за тебя отметелят». Я злой, как собака, от происходящего абсурда сказал, что никуда теперь не пойду и пусть они меня хоть до завтра охраняют коли приспичило. Сверху раздались милицейские трели и какой-то служивый начал продираться ко мне, очевидно, на помощь. Я попросил ребят передать ему, что никуда не пойду! Однако, постояв минут двадцать и остыв («прыгать» на меня перестали), вспомнил про Марину и полез наверх. Никто мне уже не мешал… Причём это не вся история. На следующий день, после этих событий, я пробегал мимо старого музыкального театра, опять по дороге к общаге. Навстречу мне здоровый парень-якут, настоящий батыр, с параллельного потока, однако из городских. Я его хорошо знал ещё до университета. С ним компания из трех ребят: два русских и ещё один якут. Он мне: «Серега, пошли якутов бить?». Я естественно поинтересовался, а ты кто? Он хихикнул и прояснил: «Ты не понял, я имею в виду «общаговских» - районников». Я отказался и сказав, что бегу к Марине, рванул дальше. Как они «размяли себе косточки» не знаю, но такой факт был. Поэтому раздувание темы «межнациональных» конфликтов 70-х 80-х годов напоминают мне попытки «натянуть сову на глобус»: если факты противоречат концепции, то тем хуже для фактов! Вопросы задавала Аида Иванова Часть 1. Часть 2. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Обращаем внимание, что сегодня Сергей Юрков собирает сведения для книги о «Радикале». Пользуясь случаем, он обратился к участникам тех интереснейших событий: «Друзья мои! Я решил обратиться к вам за помощью в написании книги о «Радикале», о том сложном времени, полном надежд и разочарований, о нас всех. В его деятельность, через митинги, поквартирные обходы и др., были вовлечены десятки тысяч, а непосредственно участвовали в работе, за время существования, несколько сот человек. Все они имеют право на то, чтобы их бескорыстное служение своим идеалам, нашло наконец отражение в истории нашей Якутии и страны в целом. Тем более, что мы были первыми не только в Якутии: члены «Радикала» выезжали в Новосибирск, Иркутск, Кемерово, Москву и др. города… Уверен им там тоже есть, что вспомнить и рассказать о нас. Надеюсь это будет наш общий проект. Книга мыслится, как сборник воспоминаний, объединенных общей идеей и последовательностью изложения. Надеюсь к концу будущего года её издать. Однако тут, в этом сообществе, все Ваши воспоминания останутся навечно, как памятник эпохи. Прошу Вас делиться тут своими рассказами о том времени, размещайте свои фотографии, видео, документы, всё что Вы посчитаете полезным и интересным другим участникам и нашим детям. Давайте вместе напишем историю нашего времени. С Богом! Ваш Сергей Юрков Адреса: http://histore-radikal.livejournal.com/ История нашего времени в фэйсбуке: https://www.facebook.com/groups/1383901538360268/