Иногда хочется поблагодарить создателей Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года даже не за то огромное количество проектов, которые были выполнены и благодаря чему развивается экономика республики, а за знакомство с удивительными людьми в ходе обсуждения ее итогов.
Разговор с заслуженным работником народного хозяйства Республики Саха (Якутия), лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) в области сельского хозяйства, отличником сельского хозяйства РСФСР Сергеем Викторовичем Несмеловым – это действительно подарок.
Состоявшийся, заслуженный руководитель, уважаемый человек, настоящий патриот Олекминского улуса и республики – кажется, Сергей Викторович может рассказывать о любимой родине и любимом сельском хозяйстве бесконечно. Он сам, смеясь, про себя говорит, что, когда начинает выступать на собраниях, после него уже никому ничего сказать не остается. А все почему? Да потому что он назубок знает сельскую жизнь, каждую ее сторону и особенность, глубоко переживает за развитие Олекмы и республики, и, как по-настоящему увлеченный человек, старается донести максимум знаний, информации до слушателей.
Редко когда после разговора человеком можно почувствовать себя окрыленным, но это – как раз именно такой случай.
Сергей Викторович, посмотрев фильм «По следам Схемы-2020», который посвящен итогам реализации Схемы-2020, поделился своими впечатлениями о том времени, когда только стартовала эта программа и о том, чего удалось добиться благодаря ее реализации.
- К началу 2000-х годов в Олекминском улусе сложилось непростое положение.
В 1990-е годы сельское хозяйство, которое было создано в советское время, пришло в упадок. Семнадцать сельскохозяйственных предприятий обанкротились. Люди вынуждены были разойтись по домам и заниматься семейной экономикой, а по сути дела стали выживать. Крепких хозяйств остались единицы, которые нашли себя в рыночных условиях. В том числе и агрофирма «Олекминская», директором которой я стал в 2000-м году.
На селе была тяжелая обстановка. Мы даже в тот период работали по трудодням, лишь бы выжить. Деваться людям было некуда, потому что и уезжать-то некуда было.
Михаил Ефимович, конечно, делал все, что мог, на каком-то этапе поддержал население, но этого было недостаточно. Каждый сам по себе, не имея ни денег, ни техники, жил как в 1918-1930-х годах.
В нашей фирме – «Олекминская» - к началу 2000-х годов было трудно. Предприятие было большим -- 4,5 тысячи гектар пашен, около 1500 голов крупного рогатого скота. От нас начали отпочковывались подразделения – было пять, а осталось два. Те подразделения, которые со всем имуществом, пашнями, ушли, через три—четыре года исчезли.
Но с нами остались основные специалисты, работники. И то, что предприятие в той или иной форме до сих пор живо, это, конечно, в первую очередь заслуга самого коллектива, который не ушел на вольные хлеба, а как бы ни было трудно держался, остался работать.
- В 2002 году у руля республикой встал новый президент – Вячеслав Анатольевич Штыров и мы почувствовали, что руководитель у республики есть. Несмотря на то, что Вячеслав Анатольевич – промышленник, он сразу обратил внимание на село и один из первых его указов был посвящен комплексному развитию сельского хозяйства. Это было в 2002 – 2003 годах, а уже в 2006 году была разработана Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, куда в приоритетном порядке, в первую очередь вошло развитие агропромышленного комплекса республики.
А в 2002 году в сельском хозяйстве сразу начались реформы.
Было решено поддержать сельское хозяйство и его работников таким образом, чтобы в селе появились, наконец, какие-то деньги, и чтобы было сохранено поголовье скота, которое осталось.
Это было мудрое, верное решение. Потому что схема, как все гениальное, была очень проста: чтобы стимулировать заготовку молока в каждом селе, у личного хозяйства, крестьянского, фермерского хозяйства -- у каждого – заготовителями была организована закупка молока, допустим, по два рубля за литр. А государство давало за каждый литр сданного молока по десять рублей. В итоге у сельчан за литр молока оставалось двенадцать рублей.
У заготовителей должен был быть свой пищекомбинат – они по два рубля за литр молока отдавали, перерабатывали его, а готовую продукцию на продажу выставляли за двадцать рублей. То есть у них тоже образовывалась прибыль.
В ценах точно я не помню, как было, рассказываю сам принцип организации.
Для того, чтобы эта система работала, в каждом районе были созданы заготовительные пункты и пищекомбинаты. Они могли с помощью лизинговой системы получить технику, оснащения, с отсрочкой оплаты, а часть еще гасилась за счет бюджета.
Вот такая была создана система и она начала работать. Скажу больше – по этому принципу мы уже двадцать лет работаем.
Важно было ведь что: не просто давать деньги сельчанам, а приучить их к тому, что надо зарабатывать. Тогда многим казалось, что этого не удастся не добиться никаким путем. Но сегодня стало понятно, что все принятые тогда решения оказались верными.
А верными они оказывались потому, что Вячеслав Анатольевич очень внимательно подходил к делу. Перед тем как принять решение, он всегда советовался со всеми, с аксакалами, тщательно все взвешивал. Помню, как в первый раз к нам приехал Вячеслав Анатольевич вместе с тогдашним министром сельского хозяйства Дмитрием Федосеевичем Наумовым. Приехал, осмотрелся, и вынес на обсуждение такое предложение – можно ли организовать общую заготовку молока у населения, восстановить эту систему в каждом селе. И со мной тоже разговаривал, советовался – не как президент с директором предприятия, а как простой товарищ. Сидели, курили, обсуждали. Все по-простому.
Он и в другие районы ездил, со всеми разговаривал, а потом вышло распоряжение о начале заготовки молока у всего населения. И как я уже сказал, решение это действует до сих пор.
Мы взялись за дело. Я получил задачу наладить в Олекминском улусе переработку мясомолочной продукции.
На продукцию полеводства (картофель, капуста) был установлен госзаказ для поставки в Арктические улусы с гарантированной оплатой.
Сельчане ожили -- появилась заинтересованность, начали сдавать молоко, а следом пошел доход. Начали покупать технику, механизировать работу, стало расти поголовье скота.
- К началу 2000-х годов не только сельское хозяйство было в упадке. В целом денег у районов, улусов было очень мало или совсем не было. Многое обветшало, дороги, мосты, клубы и так далее – вся инфраструктура была в очень плачевном состоянии. Районные центры оставляли точно такое же впечатление. Везде -- неразбериха, никому не нужны мы были.
Поэтому руководством республики было принято решение, что надо заниматься комплексным развитием территорий. Конкретно в Олекминском улусе – не только развитием сельского хозяйства, но и каждого села.
В 2002 году Вячеслав Анатольевич приехал к нам с молодым перспективным руководителем – генеральным директором компании «Алмазы Анабара» Матвеем Николаевичем Евсеевым. Было организовано большое совещание, мы обсуждали вопросы поднятия сельского хозяйства и в целом -- перспективы Олекминского района.
Фактически Матвей Николаевич стал нашим куратором и я считаю, что нам очень повезло. Мы избрали его своим представителем в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и началась работа по планомерному поднятию Олекмы из той стагнации, в которой она находилась.
Президент с Матвеем Евсеевым постоянно приезжали к нам, посещали все объекты, бывали на полях, фермах, в школах – везде. И везде, конечно, требовалась помощь.
Что было сделано?
В первую очередь это решение инфраструктурных вопросов.
У нас все мосты по дороге «Умнас» были развалены, находились в аварийном состоянии -- через реки Малую Черепаниху, Большую Черепаниху, на Первом Нерюктяе и так далее. Все они были восстановлены. 80 километров дороги сделано – от Олекминска до Первого Нерюктяя. Гравийное покрытие там теперь хорошее, а до этого не дорога была, а направление, невозможно было ездить.
Вячеслав Анатольевич всегда нам говорил, что надо быстрее в Олекминский улус заводить промышленность. В первую очередь – закольцевать и как-то привести в улус электроэнергетику. Очень дальновидный был президент, таких побольше бы.
Поэтому то, что через далекую Олекму прошел нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», а дальше и газопровод «Сила Сибири», позволило привести к нам с Вилюйских ГЭС через Сунтары и Кемпендяй энергетику. Олекма большая, потребляет очень много электроэнергии. Раньше у нас стояли дизельные электростанции, выработка киловатт-часа была очень дорогая. Сами дизеля старые, то и дело выходили из строя. Раньше даже небольшие фермы, пилорамы подключиться не могли, потому что в деревнях для этого не хватало электрических мощностей.
Сейчас дизельная станция закрыта. Подача электроэнергии у нас бесперебойная и в необходимом количестве. Теперь стало возможным подключать любые объекты, вести любое строительство и налаживать производство. Отдаленные села только остались не подключенными, там дизеля стоят.
А ведь мы не верили, что в Олекму может прийти большая энергетика и что вообще можно закольцевать энергетическую систему по всей республике, чтобы, если где-то случается авария, можно было бы за счет другого источника генерации поддержать оставшиеся районы без электроэнергии. В этом году такое случилось при аварии в Нерюнгри, а никто не почувствовал никаких проблем.
Даже по себе могу судить – я живу в деревне. Раньше мы постоянно раньше печку топили. А теперь поставили электрокотлы, к нам пришло благоустройство. Печку уже не топим, все теперь на электроэнергии, всем ее хватает.
Вот какой эффект дала Схема-2020 для олекминчан -- очень изменила нашу жизнь.
Теперь мы мечтаем о том, чтобы у нас был свой бензин, солярка. Можно было бы завод поставить у нас или в Алдане – там, где разрешат. Я считаю, что если бы Вячеслав Штыров был бы президентом, то у нас давно нефтепереработка была бы. Более того, еще тогда он считал, что к нам должен прийти газ и мы должны перейти на газовое отопление. Вот так далеко вперед смотрел – и скоро, к 2024 году, так и будет. А ведь все это было предусмотрено еще Схемой-2020. Вот как она реально работает, хотя сделана была в далеком 2006 году.
- Отдельная история с островным селом Кыллах. Там было очень бедственное положение – еще советские руководители мечтали его перенести на другой берег, чтобы прекратить мучения жителей, дома которых топило ежегодно. Там большие трагедии были, вертолет падал с детьми, люди, скот тонул.
Вячеслав Анатольевич с Матвеем Николаевичем это обсудили и полностью перенесли все село на другой берег. Был построен новый современный поселок. Он теплый, уютный, красивый. Построена замечательная школа – практически дворец, детский сад, больница, клуб, жилые дома. Вот как работали.
И ведь население не платило за это -- работала государственная программа, за четыре года все было сделано. Люди там живут, мы ездим, завидуем (смеется, -- авт.). Из поселка никто никуда не уезжает, нормально живут и работают. Там даже социальное жилье для ветеранов построено, мы тоже, ветераны, завидуем (смеется, -- авт.).
Хотя и в самом Олекминске были построены два дома ветеранов, а до этого десять лет их не могли построить. Построен стадион, храм, новый учебный корпус гимназии «Эврика». Вот сколько сделано за небольшой, по сути, временной период.
Да и люди жить стали лучше. Как рассказывал, смеясь, Матвей Николаевич: «Я приехал восстанавливать Олекму на Лэнд Крузере, зимой, и все ходили смотреть, что за чудо-машина такая. Ни у кого таких машин не было. А теперь приезжаю, никто на мою машину внимания не обращает, и джипов-то сколько».
Поэтому я жалею, что Вячеслав Анатольевич перешел на другую работу. Если бы еще лет десять он поработал, то тут в Олекминском улусе другая картина была бы.
- Еще я думаю, что если бы Вячеслав Штыров еще работал руководителем региона, то мы получали бы намного большую пользу от недропользователей. Прошел газ, нефть по нашим землям – конечно, от этого есть поступления в республиканский бюджет, в бюджет Олеминского района, но сверх этого мы не получаем ничего.
Хотя пример работы «Алмазов Анабара» показывает, что может быть совсем по-другому. Да и другие компании тоже могут помогать. В 2000-х годах, когда «Транснефть» только пришла в наш район, компания построила жилые дома для своих работников, часть квартир отдали бюджетникам. Частично профинансировала спортивный комплекс в Олекминске. Да и компания «Нерюнгри-металлик» в то время нам помогала.
Конечно, недропользователей надо пускать работать, все правильно, но они должны работать на территорию. Раньше с ними велась работа по этому вопросу.
У Вячеслава Анатольевича есть очень хороший опыт такой работы. Когда он возглавлял компанию «АЛРОСА», он же все основные средства пускал на само производство и на республику. Так и надо делать.
«Алмазы Анабара» тоже действовало по таким принципам: взяло к себе большие сельхозпредприятия – «Кладовую Олекмы», «Хатасский свинокомплекс», деревообрабатывающий завод «Алмас», «Конезавод Берте», агрофирму «Немюгю». Все они до этого были практически банкроты и все поднялись с колен и стали хорошо работать.
Так ведь и должно быть. Вячеслав Анатольевич всегда говорил: «Недра должны работать на республику». Но на данный момент, к сожалению, другие руководители над этим не работают и нам очень обидно.
На территории Олекминского улуса работает много добывающих предприятий. Недавно я узнал, что недропользователей насчитывается только в нашем районе семьдесят компаний. Добывается много золота, насколько я знаю, в 2020 году было добыто почти 10 тонн. Но какой эффект мы имеем от этого? Наоборот, как недавно выяснилось, еще и без всяких разрешений реки перекрывают.
Мы думаем, что если бы Вячеслав Анатольевич (и политик, и хозяйственник, и руководитель с большой буквы) был бы, то он нашел бы, как сделать так, чтобы богатство, которое имеется в землях нашей республики, Олекминского района, работало бы на благо именно местного народа.
Надо нашим руководителям больше работать в этом отношении, пример брать с Вячеслава Анатольевича. Он принял Якутию в очень плохом социально-экономическом состоянии и, практически как Владимир Ильич Ленин нашу страну, поднял республику. Он смотрит вперед, всегда думает о будущем.
- Вячеслав Анатольевич говорил, что нужно сохранять племенное животноводство и у нас по республике были организованы племенные хозяйства. «Кладовая Олекмы» достигла очень больших результатов по этому направлению. Светлана Филимоновна Слепцова – зоотехник, селекционер, благодаря многолетней целеустремленной работе сумела не только сохранить в чистоте исчезающую холмогорскую породу коров – ее хозяйство стало поставщиком племенной породы для всей Российской Федерации. Порода эта ценна тем, что дает высокие надои и подходит для сыроделия. В «Кладовой Олекмы» содержатся такие коровы с надоями 4000-4800 килограмм с одной фуражной коровы.
То есть у нас, в республике, в Олеминске, находится генофондное базовое племенное хозяйство по холмогорской породе скота в Российской Федерации по восстановлению исчезающей породы. Кроме нас только в Республике Коми есть такие хозяйства, где скот холмогорской породы в чистоте сто процентов. И все. Представьте, каких высот мы достигли!
В этом году у нас забрали семь бычков холмогорской породы, и с февраля месяца стали делать забор семени (для замораживания) и отправили в город Холмогоры Архангельской области для восстановления там холмогорской породы скота.
- На данный момент я работаю советником генерального директора агрохолдинга «Туймаада» Петра Семеновича Ефремова, которое сейчас представляет собой огромное хозяйство. В него входят известные в республике предприятия «Кладовая Олекмы», «Конезавод Берте», «Хатасский свинокомплекс», Нерюнгринская птицефабрика, ООО «Новый» Мирнинского района и производственный комбинат «Туймаада».
Во многом хозяйство агрохолдинга сохранено благодаря усилиям второго президента республики Вячеслава Анатольевича Штырова, тогдашнего руководителя компании «Алмазы Анабара» Матвея Николаевича Евсеева и вице-премьера правительства республики того периода Наумова Дмитрия Федосеевича. От всей души хотим их поблагодарить.
На сегодня в хозяйстве «Кладовой Олекмы» 1099 голов крупного рогатого скота, в том числе 368 коров дойного стада. За 2020 год было произведено 1 166 тонн молока, что превышает план на 140 тонн. В пищекомбинат было сдано 1 169 тонн 965 кг цельного молока, что больше плана на 135 тонн. Приплод скотоводства составил за год 385 телят.
Объемы производства по растениеводству также успешны: заготовлено 2000 тонн зеленой массы, 1500 тонн сенажа и 1200 тонн сена. Валовый удой молока на 12 марта составил 4800 килограмм молока. Это очень хороший показатель. Нашу продукцию можно купить во многих магазинах Якутска, на Крестьянском рынке, и по всей республике – молоко, сыры, сметана и так далее, очень много продукции мы производим.
Наше хозяйство большое, крепкое, а впереди – еще больше работы, достижений и успехов. Я уверен, что мы всего добьемся. Наш руководитель – Петр Семенович, высокопрофессиональный, подготовленный, опытный, ставит перед нами задачу организовать всю цепочку -- от производства до потребителя. Это огромный объем работы, но, как я уже сказал, в нашем коллективе работают высококлассные специалисты и им по плечу любая задача.
Ссылка на фильм "Схема Якутия-2020. Главные итоги и перспективы".
Маргарита Нифонтова
Фото http://gazetaolekma.ru/, из личных архивов