Самая массовая группа бедных – это многодетные семьи. Они наиболее уязвимы в такие времена. На что они живут? Есть ли у них поддержка государства? Об этом SakhaDay рассказала многодетная мама Светлана (имя изменено).
Мужа выгнала несколько лет назад
«Семерых одной воспитывать, нелегко, конечно, но как-то стараемся выкарабкиваться. Язык не поворачивается о чем-то у кого-то просить. Скажут, сама нарожала, и воспитывай теперь», - считает Светлана.
Она одна воспитывает семерых детей. И хорошо, что старшие уже взрослые, как-то помогают справляться по хозяйству. С мужем расстались в 2017 году.
Муж ни в чем не участвует – наоборот, сам просит деньги. Ему самому помогать надо! Где работает, там и живет, получает копейки. Один раз помог – дал на школу пятнадцать тысяч. И все. Я хотела на алименты подать, не получилось, так как адвокат запросил неподъемную сумму. Так все и осталось.
Сейчас 36-летняя женщина бьется в одиночку. Зато проблемы растут, как снежный ком.
Семья живет в благоустроенной трехкомнатной квартире. Женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, самой младшенькой дочурке всего семь месяцев. У нашей героини есть еще два мальчика и пять девочек, старший сын уже в армии, призвали в декабре 2020 года. Две девочки 17 и 15 лет – студентки колледжа, первый и второй курсы. Еще двум дочкам - 14 и 10 лет, второму сыну – 11, они все школьники.
Долги за квартиру
Самая глобальная проблема одинокой матери – долги по квартплате. Не пять, и не десять тысяч – сумма приличная. Коммунальщики подали в суд на многодетную одинокую маму – и теперь женщина не может воспользоваться банковской карточкой – она арестована. А возможности погасить задолженность мама не в силах. Шутка ли – воспитывать в одиночку такое большое семейство.
Пока выхода из этой ситуации мать семерых детей не видит.
Положенные государством детские пособия – на четверых детей около тридцати тысяч разлетаются мгновенно. Закуп продуктов на оптовках, все мешками, мелкими партиями. Одежду старается покупать на распродажах и больших скидках, и то достается не всем, покупают все самое необходимое.
О себе Светлана давно забыла. Когда обновляла гардероб - не помнит, все старается для детей. Ребятишки же не понимают взрослых проблем – маленьким сладостей хочется, старшим выглядеть модно и не отставать от сверстников. Что там говорить – в семье только один телевизор, у школьников нет самого элементарного – ноутбука и компьютера. В свою школу за помощью она никогда не обращалась, наравне со всеми платит различные взносы.
В школу детей собирает загодя – жизнь научила ее быть практичной. В течение года, как появится возможность – прикупает учебные принадлежности – ручки, тетрадки, рюкзаки, книги – и откладывает. Так и выходит осенью из положения.
Ходить по инстанциям времени не хватает – весь день походит в заботах – приготовление еды, уроки, по вечерам читают, делают уроки. Выходит по срочным делам в поликлинику и в аптеку. Даже когда она разговаривала с нами – и то, успевала во время диалога что-то готовить.
«У меня маленьких кастрюль и нет»
Закупаться на оптовые базы едут старшими детьми. В день у семьи «уходят» два батона хлеба, две пачки макарон на одну готовку. Пачками крупы давно не покупают – обычно берут сразу по 5 кг в месяц, стараются растянуть. Картошки, пять килограмм в сетке, хватает на неделю. Готовит Светлана со старшими девочками, как обычно – помногу и все в больших кастрюлях и сковородках.
«А у меня маленьких кастрюль и нет, - делится она. – Дети любят выпечку, мучное – стряпала бы больше, да духовка сломалась, а купить новую нет возможности. И стиралка дышит на ладан, вот-вот сломается, износилась уже. Но вы не думайте, что я что-то прошу, просто констатирую факты», - быстро перебирает она. И продолжает:
«Мне помогают сестры и родители. От государства получаю все пособия, очень полезные и нужные выплаты. Без них трудно бы выживали. На днях подала документы на «Материнскую славу», и на материальную помощь. Но документы вношу поэтапно – сейчас все дистанционно, справки приходят спустя время. Звонили с социальной службы.
Если бы оплатила долг по квартплате, оформила бы субсидию и потихоньку оплачивала. Это у меня как тяжкий груз, даже ночами плохо сплю. А так кроме пособий никаких льгот у многодетных нет.
Антон Васильев – общественник - помогает, приносит продукты, направляет людей. Несколько раз, благодаря ему, помогала компания «Хелп.якт» - одеждой, продуктами. И культурный центр «Гавайи» - от них приходили с Дедом Морозом, принесли подарки детям. Храм тоже помогал.
Вообще отмечу, что Новый год у нас прошел очень хорошо, было все – и красивая елка, и Дед Мороз, и Снегурочка, подарки, вкусный стол. Дети вспоминают до сих пор».
«Так и живем»
Несмотря ни на что Светлана надеется, что удастся отправить детей на отдых. И даже затеяла ремонт.
«У социального педагога в школе записалась на путевки для детей в оздоровительные лагеря, съездили бы хотя бы по России хорошо было бы. Сейчас вот со старшими ремонт затеяли – в прихожке обои клеим, кухню собираемся ремонтировать. Дома у нас тепло, подписи недавно собирали признать дом аварийным. Так и живем».
«Вы передайте другим семьям, чтобы не унывали! Дети – это цветы жизни, - говорит она напоследок. - Столько радости они приносят, совсем скоро детки подрастут и будут всегда рядом! Пандемия закончится и все встанет на свои места!».
Подготовила Мария СЛОБОДЧИКОВА
Фото из открытых источников