Оперативники располагали информацией о подготовке теракта в Санкт-Петербурге, но она была неполной, пишет «Коммерсантъ». Ее предоставил россиянин, сотрудничавший с запрещенной в стране организацией «Исламское государство». Задержанный после возвращения из Сирии информатор занимал низшую ступень в иерархии террористов, но все же знал некоторых диверсантов, отправленных в Россию, и поддерживал с ними телефонную связь.
Террористы использовали купленные на рынке сим-карты, не привязанные к реальным людям. Оперативники организовали прослушку в надежде выйти на боевиков и узнать их планы, но раскрыть всю сеть они не успели. После взрыва в метро спецслужбы заблокировали выявленные телефонные номера, лишив всю группу связи.
Возможно, именно это предупредило срабатывание второго взрывного устройства, найденного на станции «Площадь восстания» под одной из лавок примерно через 20 минут после взрыва. О его обнаружении рассказали в региональном управлении ФСБ. Предположительно, второй исполнитель, оставшись без связи, мог запаниковать и, отказаться от своего замысла, просто оставив сумку с бомбой под лавкой.
Найденное устройство по конструкции было похоже на сработавшую бомбу – в качестве корпусов использовались пустые металлические автомобильные огнетушители. Несколько похожих бомб было взорвано в Дагестане в 2010 г. По первоначальным оценкам экспертов, мощность взрывных устройств составляла от 300–500 г в тротиловом эквиваленте.
Следователи опознали предполагаемого смертника, осуществившего взрыв в метро Санкт-Петербурга, сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на источник, близкий к следствию. По данным источника, смертник, предположительно, уроженец Киргизии, имеющий гражданство России, был связан с международными террористическими организациями.