Одним из первых лауреатов республиканской премии «Человек труда» стал машинист экскаватора – машинист ресайклера АО «РИК Автодор» (входит в Группу РИК) Сергей Серых. Само название почетной награды — про него. Трудиться он привык с ранних лет, работает много и качественно. Рассказывая о своей работе, часто говорит «интересно». Этот живой интерес к делу и помогает осваивать нечто новое, даже если оно кажется сложным. Зато потом и других научить может.
Дорога в дорожное строительство
Сергей Серых настоящий трудяга. Работать начал в родном Покровске в очень юном возрасте. Большая семья – у него четыре сестры и брат, а он самый младший – потеряла отца, когда Сергей учился в девятом классе. И подросток стал зарабатывать, доставлял телеграммы (хотя с детства мечтал быть водителем). До того, как пришел в дорожную службу, много где успел поработать. Долгое время – на частной пилораме, потом на очистных сооружениях, слесарем в ЖКХ и немного сварщиком.
А в 2005 году судьба наконец привела его в дорожное строительство. Причем судьба ждала совсем рядом.
— Без работы остался, когда ушел с ЖКХ, и мне сказали, сходи в дорожный. Контора через двадцать метров от моего дома, — вспоминает Сергей. — Я пришел, хотел устроиться слесарем в котельную, я уже работал в ЖКХ, думал, буду в этой сфере. Но не было ставки, и предложили дорожным рабочим.
Чем нравится экскаватор
Потом Сергея, как он говорит, механики «переманили в гараж»: стал автослесарем. А через год — уже механизатором, для этого отучился на машиниста-тракториста на курсах в Октемской школе.
— Интересно стало. Да и зарплата другая, когда на технике работаешь.
С 2014 года Серых — машинист экскаватора, с 2016-го – еще и машинист ресайклера. Работа тяжелая. Вроде и не вагоны разгружает, но к концу дня все болит, усталость такая, что уже не остается сил ни для каких мудреных хобби. Только пообщаться с женой и двумя дочками.
И вот эту тяжелую работу он любит.
— А за что?
— Нравится мне экскаватор. А ресайклер – это что-то новенькое было, тоже понравилось.
— Чем может нравиться экскаватор?
— На колесном экскаваторе постоянно много двигаешься. И в городе работаешь, и на карьере, и на дороге.
На одном месте засиживаться не приходится. Бывает, что после пары часов работы по отсыпке откосов на одном участке его перебрасывают на другой, где надо что-то сделать срочно, например, убрать пучины.
— Где-то откосы сделать, где-то погрузка, где-то в карьер могут отправить. То есть на месте не стоим, нас трал постоянно перевозит.
И так с восьми утра и порой до девяти вечера. При этом работа требует внимательности и быстроты реакции.
— Надо соблюдать правила, смотреть по сторонам, надо слушать, мало ли, что-то попадет. В земле много же всякого.
Иногда даже газовая труба может оказаться не в том месте, где должна быть.
— Нам всем надо слаженно работать. Потому что не будет бульдозера – не будет материала, не будет экскаватора – не будет откосов и погрузки. Не будет самосвала – кто вывезет или привезет грунт? Работаем командой.
Директор Хангаласского филиала «РИК Автодор» Ирина Землянская говорит о Серых как о надежном члене команды.
— Он спокойный уравновешенный. Ребят не подводит, на него можно положиться.
И, само собой, никаких взысканий у него нет, только поощрения и почетные грамоты.
Новые знания лишними не будут
Что такое метод холодной регенерации дорожного полотна при помощи ресайклера? На самом деле многие, наверное, видели, что это, правда, со стороны всех нюансов не понять. Сперва берутся пробы дорожного полотна, в лаборатории определяется, сколько надо добавить килограммов цемента на квадратный метр, сколько процентов – специальной эмульсии. Затем на ремонтируемый участок (асфальт или грунт) отсыпается цемент, начинает работу ресайклер: его барабан заглубляется в дорожное полотно и подает эмульсию. В итоге все перемешивается и выкладывается вслед за движением техники. Потом проходят грейдер и каток, получается подушка под асфальт.
Ирина Владимировна сказала, что, когда предприятие стало внедрять эту новую для себя технологию, Серых изъявил желание работать на новой технике.
Примечательно, что сам Сергей говорит, что не любитель компьютерных технологий, даже в игры не играет, он больше «по железу». А в ресайклере-то все компьютеризировано.
— Для меня это было сложно. Но мне интересно стало. И как бы лишним не будет, всегда пригодится в жизни.
Еще до появления нового оборудования ездил в Татарстан, где уже был опыт применения технологии. Побывал на многих участках «Татавтодора», доехал аж до Самары. Потом в Якутск приезжал представитель поставщика из Москвы, провел десятидневное обучение.
— Я тогда конспекты делал. До сих пор иногда ими пользуюсь.
Не переставая освежать свои знания, Серых передает их и другим, он наставник. Когда «РИК Автодор» закупал дополнительное оборудование, Сергей обучал коллег. Всегда готов объяснить, помочь, отметила Ирина Землянская.
«Побольше новой техники!»
— Надо постоянно учиться, учиться, — говорит Сергей.
Технологии дорожного строительства постепенно совершенствуются – с учетом того, что некоторые условия эксплуатации дорог меняются, а некоторые (суровые зимы) неизменны.
— Раньше техника была легче, а сейчас все тяжелее. Везет, скажем, машина тридцать тонн, и сама при этом весит двадцать тонн. Продавливает полотно. Поэтому и появляются всё новые технологии – регенерация, стабилизация грунта.
— Когда проезжаете по отремонтированной дороге, что чувствуете?
— Зимы у нас суровые, поэтому дороги трескаются, — вздыхает дорожник. — А так, конечно, приятно ездить по новому асфальту.
И на вопрос о том, чего он хочет в работе в дальнейшем, Серых сперва говорит не о персональных планах, а снова о технике.
— Хочу, чтобы было больше нового оборудования. Например, специальных ковшей, с ними легче делать ровные откосы.
С персональными планами все просто – продолжать работать. Многие километры дорог в Хангаласском, Чурапчинском улусах, Якутске, на которых работал Сергей Серых, стали такими, что ездить по ним и приятно, и безопасно. А впереди новые дороги.
Пресс-служба АО «РИК Плюс»