Самоназванный шаман Александр Габышев прошел уже долгий путь. Отправившись из Якутии в начале лета, осенью он дошел до Байкала. Можно относиться к нему по-разному, но стоит признать, что Саня Шаман – феномен. Если в начале его пути якутяне относились к своему ходоку с иронией и предубеждением, то сейчас многие всерьез задумались: почему ему верят люди? В чем его сила?
В чем причина его популярности, мы решили узнать у известных якутян.
Айсен Дойду, писатель:
Насчет шаманизма не могу ничего сказать – его лично не знаю, не сталкивался с ним. Может, и есть «что-то» - вроде он совершал какие-то шаманские действия, но лично не видел.
В 70-ые годы, во времена Брежнева, были так называемые диссиденты, выступавшие против ЦК, партийной верхушки типа Габышева. Их ловили и сажали в психбольницы или, как Бродского, отправляли в ссылку. И в наше время могут пресечь.
Навальный также протестует, у него своя политическая установка. И Саня шаман – оппозиционер. Почему такой ажиотаж вокруг Александра Габышева? Потому что он назвал себя шаманом. Форма протеста у него необычная. Мог бы просто выйти на площадь, а он решил сразу «идти», чем и привлек внимание.
Борис Михайлов, алгысчыт Дома Арчы:
Анатолий Алексеев, ученый-шаманолог СВФУ:
Иван Шамаев, лидер общественной организации «Саха Конгресс», директор Республиканского лицея:
Помню, рядом стояли три парня. Они из Ботулуу, старик тоже из Ботулуу. Я поинтересовался у ребят – это шаман Никон сидит? Три раза спросил, а парни меня как будто не слышат. Тогда один из парней рассердился: «Кербеккун дуо, о5онньор олорор!..»: "Не видишь что ли, сам старик сидит же". Они считали, что Никон все слышит, а он сидел довольно далеко, и наш разговор мог ему не понравиться.И вот получилось так: шаман с которым я хотел встретиться, сидел рядом, а я не мог к нему подойти.
… В жизни я только один раз видел шамана, поэтому издалека не могу Александра Габышева отнести к шаманам в классическом якутском смысле, поскольку сам до сих пор не знаю, что это такое.
За очень короткий срок ему удалось повлиять на народ, повести их за собой. По-моему, никому в России этого не удавалось. Оказывается, его влияние очень сильное – я понял это из общения с бурятом (о митинге в Бурятии). Поэтому если спросите, кто такой шаман, отвечу – это человек, который влияет на нас.
Сумасшедшим Габышева не считаю. Никаких оснований для этого нет. Я видел его выступление на митинге. В его речи отметил совершенно разумный такт, ораторское мастерство. Он сказал все, что хотел сказать, ничего лишнего. Сложно выступать лаконично. Умалишенным вряд ли такое под силу.
В жизни бывают разные трудные ситуации, из-за чего некоторые лишаются сна. Лично я знаю двух людей, которые попали в психбольницу из-за бессонницы, но называть их душевнобольными невозможно. У Александра Габышева умерла жена, и он только ее любил, без нее жизни нет…
Как правильно отметила Ульяна Алексеевна Винокурова, такие архетипы, как «демон», «изгонять демона», коими пользуется Александр, простому россиянину понятнее. Если бы он просто сказал – я пойду снимать Путина – никто бы не обратил на него внимания.
Есть у якутов понятие «синигэр туспут киhи». Вот он такой человек. Ничто не сдвинет его с намеченного пути. Мы не знаем, что его ждет. Я никогда не попытался бы его остановить, образумить, посоветовать. Александр вызывает уважение.
Опрашивала Ксения АВЕРА, Sakhaday.ru