Учитель года Иван Дьяконов: «Чем меня покорили дети? От них исходит особенная энергетика!»

11:19 - 5.10.2022 / 1733 просмотра

Иван Дьяконов нашёл своё призвание – быть учителем - случайно. Во время учёбы в магистратуре его попросили заменить учителя физики всего на две недели. И кто бы мог подумать, что будущему информатику настолько понравится работать с детьми!

С тех пор Иван Герасимович работает в родной Бердигестяхской улусной гимназии четвёртый год. В этом году молодой учитель впервые попробовал себя в конкурсах педагогического мастерства - и успешно. Он занял 1 место в республиканском конкурсе «Серебряный пеликан» и завоевал гран-при почётного конкурса «Учитель года – 2022». В следующем году Иван Дьяконов представит Якутию на российском уровне.

«Школа – мой второй дом»

– В первый год было очень сложно. Понятно, что не было опыта. Не буду скромничать, я с детства очень ответственный человек, поэтому мне необходимо было прописать поминутный план урока. Каждый день я готовился до двух-трёх ночи. И мои старания давали ответную положительную реакцию от учеников, благодаря которым я смог адаптироваться.

Специальность у меня на самом деле другая – инфокоммуникационные технологии и система связи, закончил бакалавриат Санкт-петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.

Затем поступил в магистратуру СВФУ по программе прикладная информатика. Эти специальности никак не были связаны с педагогикой, но так получилось, что во время магистратуры меня попросили заменить учителя физики на две недели. И эти две недели у меня длятся четвёртый год (смеётся).

Я работаю в Бердигестяхской улусной гимназии, где проучился до девятого класса (прим.ред. 10, 11 классы учился в Республиканском лицее-интернате). Понял, что мне больше нравится работать учителем, нежели по специальности. Что примечательно, спросили бы меня в школьные годы: «Будешь учителем?», я бы скорее ответил, что нет. До этого я никогда не задумывался о работе в школе. Оказывается, пока не попробуешь, не узнаешь.

Чем меня покорили дети? От них исходит какая-то особенная энергетика, нежели чем от взрослых. Когда они чем-то заинтересованы, в их глазах горит огонь. Работать с ними совсем по-другому.

В школу я иду с самыми яркими и позитивными эмоциями. Для меня бывает странно, что люди других профессий ждут не дождутся пятницы, конца рабочей недели. Напротив, я каждую пятницу думаю: «Как быстро закончилась неделя! Как жалко! Когда же настанет понедельник!». Школа – мой второй дом.

Будучи школьником я участвовал в олимпиадах по математике, занимал призовые места. Сейчас готовлю своих учеников к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Так как помню свои переживания перед олимпиадами и экзаменами, могу понять, что чувствует ребёнок. Но всё-таки опыт есть опыт. Опытным учителям легче найти индивидуальный подход. Читаю ли я тематическую литературу? Недавно купил и начал читать «Как научиться учиться» Ульриха Гольдера.

В ней автор рассказывает очень интересную историю о том, как он был самым проблемным учеником в школе. Его всегда оставляли после уроков, педагоги собирали консилиумы, чтобы справиться с ним. Но в итоге он стал президентом крупной компании. Автор хочет донести, что можно и нужно найти подход к любому ученику.

Есть ли у меня проблемные ученики? Проблемные – это громко сказано. Есть такие ситуации, когда у ребёнка не развиты какие-то навыки мышления. Значит, такому ученику нужно объяснить в другой форме, пробовать разные методики.

«Новое поколение более эмоциональное, открытое»

На детей нельзя кричать, но учитель всё равно должен требовать. Если учитель уважает детей, то они это чувствуют и проникаются взаимностью – будут более дисциплинированными. Если учитель в начале года обозначил свои правила и требования, то это работает.

Я полностью согласен с утверждением, что новое поколение детей отличается. Они более эмоциональные, открытые, прямо говорят о том, что им нравится и не нравится. И это очень хорошо. Мир быстро меняется. С этим нужно уметь работать, нужны новые методы, адаптивные приёмы. Любой учитель должен быть понимающим. Я считаю, сейчас стоит уделять больше внимания эмоциональному состоянию детей. Самочувствие ребёнка намного важнее, чем например, знание какого-то закона физики. Так как мы живём в непростое время, восстанавливаемся после пандемии, всё происходящее сказывается на эмоциональном фоне.

В своей практике я не наблюдаю, чтобы выделял любимчиков. Считаю, что если дети делают успехи, то должны получить похвалу. В плане оценок я справедливый учитель. Ребёнок получит ту оценку, которую заслужил здесь и сейчас.

Во время работы использую множество «фишек», но расскажу о главной. Я учитель физики. И так как физика тесно связана с нашей жизнью, то я стараюсь увязать сложные физические законы с повседневной жизнью. С тем, что дети ежедневно встречают в быту, тогда им легче понять.

Например, сложно объяснить как работают и для чего нужны транзистор или конденсатор. А если сказать, что транзистор и конденсатор находятся внутри их смартфонов, то детям становится интересно узнать об их устройстве. Физика для всех! Потому что мы все живём в природе, а физика как раз изучает природу, Вселенную, то, что нас окружает. Мне кажется, об этом должен знать каждый.

В последнее время появились такие понятия, как функциональная и естественно-научная грамотность. Как раз у человека, хорошо знающего физику, биологию, географию будет хорошо развита естественно-научная грамотность. По-простому говоря, грамотному человеку легче жить.

О «Серебряном пеликане», «Учителе года»

Моим первым профессиональным конкурсом был «Серебряный пеликан», где я занял 1 место и завоевал приз ученических симпатий. На конкурсе помимо взрослого жюри было ученическое. Ребята смотрели на все наши уроки, мастер-классы и сами решили присудить мне эту номинацию. И через две недели в республиканском конкурсе «Учитель года – 2022» помимо Гран-при я тоже получил приз ученических симпатий. Это самая высшая награда, лучше чем победа!

В обоих конкурсах я провёл урок, посвященный электрическому току. Формой урока была работа в группах, всё прошло очень динамично. Ребята примерили на себя роль инженеров-электроэнергетиков, оснащали электричеством макет дома – проводили электрическую цепь. В макете были лампы, на кухне плита, в гостиной домофон. Урок был профориентационный, надеюсь, ребятам было полезно.

Честно говоря, вначале я не хотел участвовать в конкурсах. Не думал, что это принесёт большую пользу. Был не прав. После участия в конкурсах появляется опыт, повышаются навыки коммуникаций, выступления, отстаивания своей точки зрения и т.д.! Конкурсы дают большой толчок для развития, выводят из зоны комфорта.

На «Учителе года» я смотрел выступления других участников, перенял чужой опыт. Теперь я по-другому вижу свои уроки, методы и приёмы. После конкурса у меня произошли внутренние изменения. Учащиеся были очень рады моим победам, поздравляли.

Сегодня каждую неделю в каждом классе проводятся классные часы «Разговоры о важном». На этой неделе в понедельник была тема ко Дню учителя. Мы обсудили важность и особенности профессии учителя. Был вопрос: «Каких знаменитых учителей нашей республики вы знаете?» И мои ученики отвели: «Иван Герасимович». (Смеётся) Очень приятно, что дети мной гордятся! Чтобы школьники не боялись участвовать в различных мероприятиях, нужно, чтобы учитель показал это на собственном примере.

«Мальчикам нужен быстрый темп обучения»

Я классный руководитель. У меня шестой, гендерный класс, в котором учится 15 мальчиков. Называется «Будущие лидеры» под кураторством главы Горного района. В нашей гимназии набор идёт с пятого класса. Кроме шестого класса все остальные смешанные. Мой класс и класс для девочек экспериментальные. Разделение было сделано с точки зрения, что девочкам и мальчикам подходят разные методики обучения.

Например, мальчики раскрываются к 8-9 классу, когда появляются технические предметы: физика, информатика, алгебра, геометрия. В младших классах преобладают девочки, мальчики в большинстве случаев подавляются. Наблюдаю, что физика легче даётся мальчикам. Научно доказано, что мальчикам нужен быстрый темп обучения, а потом нужен повтор.

Девочкам нужно объяснять медленно, детально, подробно, так эффективней. Я часто спрашиваю своих мальчиков, комфортно ли им учиться в чисто мужском коллективе. Они отвечают, что да. Может в старших классах мнение поменяется. Если гендерное обучение зарекомендует себя с лучшей стороны, то возможно в будущем в нашей школе девочки и мальчики будут учиться раздельно.

Большое преимущество профессии в том, что она абсолютно творческая. От создания плана урока до использования интересных приёмов. Я знаю, что я очень творческий человек. Но не подозревал, что учитель – это творческая профессия. Недостатки тоже есть – иногда очень много работы с бумагами: нужно собрать данные с учеников, их родителей, определить социальные категории и т.д.

Пожелаем Ивану Герасимовичу Дьяконову успешного выступления на российском этапе «Учитель года – 2023»!

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru