В селе Амга Амгинского района есть своеобразная достопримечательность – большой двухэтажный дом 1965 года постройки. Местные жители называют его не иначе как «Бригантиной». Последние 20 лет дом пребывает в запущенном состоянии, но в четырех квартирах еще живут люди, передает SakhaDay.
Проходя мимо Ленина, 68 и не подумаешь, что здесь до сих пор кто-то живет. Заходим в первый подъезд, стучимся в первую попавшуюся квартиру. Дверь открыла Светлана Налимова. Она живет здесь с 1982 года. Когда она была еще ребенком, жизнь в «Бригантине» кипела.
Светлана Налимова с младшим сыном
– Мы здесь жили с мамой. У жильцов была большая придомовая территория. Стояли коровники и сараи. Но несколько лет назад территорию взяли под строительство нового детского сада. Снесли даже туалеты. Сейчас, простите за подробности, мы вынуждены выносить помойное ведро в лужу.
Дом пустует давно. В 2002 году, когда родился мой младший сын, мы с мамой жили здесь совсем одни. Только спустя годы соседи возвращались на время. Сейчас в первом подъезде, включая нас, живут в двух квартирах. И еще квартиранты в двух квартирах второго подъезда. В третьем подъезде давно никто не живет, поэтому он в ужасном состоянии, – рассказала Светлана Афанасьевна.
Квартира 53 кв. метра не благоустроенная, нет даже холодной воды. Топилась квартира старой дровяной печкой, поэтому внутри стоит запах гари. Зимой в квартире очень холодно, сильно дует с пола. Все предыдущие зимы Светлана Афанасьевна как могла поддерживала тепло в доме, пока сыновья были на учебе. Утром топила печку с 6 утра до 11-12 часов дня. Потом уходила на работу мыть полы. Затем снова «кочегарила» с 17:00 до 23-00 часов.
В целях экономии дров половина квартиры закрывалась на зиму. Каждую весну дом «шевелился» и «гремел». Отходила дверь, проявлялись трещины, которые утепляли одеялами и тряпками.
Светлана Алексеевна работает техработником в клининговой компании из Владивостока. Зарплата у нее, не поверите, 6 тысяч рублей в месяц! Нет соцпакета, то есть не оплачиваются ни больничные, ни отпускные.
Пустующая квартира
Несмотря на все трудности, старший сын нашей героини недавно построил дом. И впервые семья смогла нормально пережить зиму. Но весной Светлана Налимова вернулась в «Бригантину», переживая, что бытовую технику растащат. Как только она затопила печь, то упали кирпичи. Теперь очередную зиму здесь не проживешь, даже при всем желании. А еще в заброшенном доме опасно.
– Бывало такое, что приезжали ночью разбирать кирпичи или забрать раму. Собирались подростки, ломали двери и окна. Однажды крикнула, чтобы были потише, так мне тоже разбили окно. С тех пор молчу, страшно. Звонить в полицию бессмысленно, так как сразу убегают, – рассказала героиня.
В 2016 году отремонтировали крышу за счет бюджета Амгинского наслега. Тем временем, в третьем подъезде, где никто не живет, обвалился потолок. Нет никакой гарантии, что этого не случится в жилых квартирах.
– Дом не муниципальный и не федеральный, нам очень долго отказывали даже в оформлении документов. Но в конце концов у нас получилось признать дом аварийным в 2020 году. По программе нас должны переселить в 2025 году, – рассказала Светлана Налимова.
"Бригантина" соседствует с новым садиком и жилым каменным домом
Для сравнения, в Якутске жители аварийных домов, вошедших в программу переселения в 2019 году, будут расселены до 2035 года, хотя изначально им обещали новые квартиры до 2025 года. Так что для собственников «Бригантины» эти два года вполне могут растянуться еще на десяток лет… По официальной информации в 2020 году износ составлял 65%. Сейчас же дом разрушается очень быстро и выглядит плачевно.