14 февраля 2006 года, несмотря на мороз, на дороге, ведущей в аэропорт, собрались жители Черского, в этот день здесь открыли памятник самолёту-трудяге арктического неба – Ан-2. «Аннушки» перевозили пассажиров и регулярно летали в оленеводческие бригады и на рыболовецкие участки, участвовали они в ледовой разведке, подборе льдин для дрейфующих станций «Северный полюс», выполняли полёты по линии санитарной авиации и др.
На открытии памятника выступал работавший тогда директором аэропорта Леонид Борисов, а право открыть мемориальную доску было предоставлено ветерану авиации Валерию Ширкину. Много сил вложили в реставрацию самолёта Михаил Шилов, Александр Сапсай, Гаврил Клепечин, Пётр Бугер, Николай Павлов, Александр Блинов, Игорь Иноземцев и другие работники аэропорта.
Шли годы. Колыма не раз подступала к памятнику в весеннее половодье, окружала его водой и льдами. Он выдержал напор стихии. Единственно, чего он не смог перенести, так это людского равнодушия. Есть к сожалению люди, которые стремились что-то сломать, оторвать от самолёта.
В июле-августе за восстановление самолёта-памятника взялись коллектив филиала «Аэропорт Черский» ФКП «Аэропорты Севера» и ветераны авиации Леонид Борисов и Марат Мочегусов.
Оторванные вандалами части самолёта с трудом заменили на другие. Почему с трудом? Да потому что найти их стоило большого труда. Вроде все видели, что над самолётом идёт работа, но тем не менее, и в этот момент нашлись вредители. Например, разбили боковые стёкла кабины пилотов. Большим булыжником был разбит блистер, незадолго до этого установленный на самолёт. Кстати, здоровенный булыжник так и остался лежать на фюзеляже. По величине этого камня становится понятным, что порчей самолёта занимались отнюдь не дети.
Неужели этих людей никто не учил бережно и с уважением относиться к истории предприятий и родного края в целом? Нелишним будет напомнить, что самолёт Ан-2 – это памятник исторического и культурного наследия. В УК РФ есть статья 243. «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия…». В соответствие с ней повреждение или уничтожение памятников наказываются значительным штрафом (до трех миллионов рублей), либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Несмотря на многие трудности, памятник Ан-2 восстановлен и установлен на своём месте, на берегу Колымы. Хочется отметить людей и организации, помогавших в этой работе. Аэропорт «Черский» выделил колёса, фонарь кабины, стремянки и подъёмники. Краску предоставил предприниматель Валерий Давиденко, часть краски, а также необходимые инструменты – предприниматель Данил Войный. Скальный грунт привёз предприниматель Сергей Копылов, погрузчик для планировки территории дал директор Зеленомысского речного порта Михаил Бабичев, тракторист аэропорта Гаврил Третьяков непосредственно занимался транспортировкой и установкой Ан-2 на место. Окраска самолёта дело рук Ивана Негнюрова, Алексея Курило, Николая и Татьяны Дизовых, Инара Мингажева.
Но конечно же восстановление памятника было бы невозможным без ветеранов авиации Леонида Борисова и Марата Мочегусова, выполнивших основной объём работы.
Алексей РУБЦОВСКИЙ, фото автора
Колымская правда, Ulusmedia