В парламенте Якутии 25 мая 2022 года состоялся правительственный час на тему: «О соблюдении требований законодательства в сфере управления твердыми коммунальными отходами» под руководством председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Якова Ефимова.
Участие приняли народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители органов исполнительной власти, муниципальных образований региона.
Открывая работу правительственного часа Яков Ефимов напомнил, что с 1 января 2019 года в стране введено новое понятие, как твердые коммунальные отходы (ТКО). Согласно новым реалиям времени вывоз ТКО становится коммунальной услугой, а не жилищной. Президентом страны в национальных целях развития РФ до 2030 года поставлена задача 100 %-ной сортировки твердых коммунальных отходов.
Основной доклад по теме представил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) Вячеслав Емельянов.
Он рассказал, как идет реализация системы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе, финансовом состоянии региональных операторов, строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, вопросах правового и организационного регулирования, реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО».
Среди проблемных вопросов, из-за которых затруднена деятельность по обращению с ТКО в регионе, министр отметил низкую плотность населения, более половины территории республики занимает Арктическая зона, экстремальные климатические условия, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения, инфраструктуры, отдаленность населенных пунктов от основных районных центров.
«Эти проблемы влияют и на деятельность региональных операторов: выставление счета по отдельным платежным документам приводит к росту дебиторской задолженности региональных операторов. По итогам анализа финансово-хозяйственной деятельности средний период оборачиваемости дебиторки за 2021 год составил 303 дня. Взыскание долгов затруднено недоступностью персональных данных должников. У многих региональных операторов отсутствует в собственности в достаточном количестве спецтехника для обеспечения деятельности. Во многих населенных пунктах нет оборудованных мест накопления ТКО, особенно в частном секторе», - говорит Емельянов.
Кроме того, большинство объектов ТКО планируется реализовать на земельных участках, отнесенных к землям лесного фонда, которые необходимо перевести в категорию земель промышленности в соответствии с действующим законодательством. При этом при принятии данного решения необходимо предоставить заключение госэкпертизы.
В связи с этим, на нулевом этапе возникает необходимость проводить минимальные проектные работы и предусматривать в бюджете затраты на предпроектные работы, сообщил он.
По итогам наработанного опыта, обсужденного в прошлом году на круглом столе с участием представителей Минприроды РФ, Якутией было принято решение подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство.
Министр ЖКХ и энергетики Якутии поблагодарил председателя профильного комитета Ил Тумэна Якова Ефимова и народных депутатов республики за поддержку инициативы по внесению дополнений в ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления". Он подчеркнул, что в случае принятия предложения региона будет намного упрощена процедура реализации территориальных схем.
В своем докладе Емельянов также рассказал о реализации полигона размещения твердых коммунальных отходов на 27 км. Вилюйского тракта г. Якутска, сообщив, что разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение главной государственной экспертизы РФ первого уникального объекта на вечной мерзлоте. По строительству мусороперегрузочной станции на территории городского округа подписано концессионное соглашение о проектировании. На текущий момент ведутся работы по разработке проектно-сметной документации, определению подрядчика, и в третьем квартале ожидается положительное заключение государственной экспертизы.
Также проектируется межпоселенческий полигон в Мирнинском районе, предназначенный для приема ТКО, сортировки, измельчения крупногабаритных материалов, компостирования органической фракции. Планируемая мощность объекта 20 тыс. тонн в год. Проектно-сметная документация разработана, сегодня она на стадии прохождения государственно-экологической экспертизы в Москве.
Кроме того, в 6 муниципальных образованиях полигоны и мусоросортировочные комплексы находятся на стадии разработки и корректировки проектной документации.
Новая территориальная схема включает проектирование и строительство 203 пунктов временного накопления, 44 объектов обработки, 16 объектов обезвреживания, в том числе в 13 арктических регионах, 17 объектов размещения отходов, 13 площадок временного хранения для отходов, неподлежащих сжиганию. Сумма требуемых вложений оценочно составляет 10 млрд. рублей.
В заключении своего выступления Вячеслав Емельянов озвучил предложения по совершенствованию системы обращения с ТКО.
В части внедрения системы обращения с ТКО профильное министерство предлагает учитывать региональные особенности субъектов Российской Федерации, внести изменения в нормативно-правовые акты в области обращения с ТКО, предусмотреть субсидирование деятельности по транспортировке полезных фракций, в ФЗ №89 разработать отдельный раздел учитывающий особенности Арктической зоны РФ.
В части улучшения финансового состояния региональных операторов предлагается пересмотреть систему тарифообразования на услуги по обращению с отходами и социальных мер поддержки населения по оплате услуг региональных операторов на федеральном уровне, разработать и принять нормы труда и нормативы численности работников в сфере обращения с ТКО.
По строительству новых объектов ТКО - сократить сроки перевода земель лесного фонда, предусмотреть в федеральном бюджете средства на создание объектов ТКО, а также создание единой организации по строительству объектов обращения с ТКО на территории Дальнего Востока, развитие технологий энергетической утилизации.
Далее с содокладом «О требованиях к несанкционированным объектам размещения отходов» выступил первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Семен Яковлев.
Согласно требованиям статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Указанные объекты при наличии заключения Минприроды России, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению Министерства ЖКХиЭ РС (Я) могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов.
Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами. Такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По информации Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия), включены 50 действующих объектов размещения отходов (ОРО), не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
На сегодня по муниципальным объектам размещения отходов в госреестр включено семь объектов для размещения ТКО. Министерством в 2021 году проведена инвентаризация 473 объектов размещения отходов по представленной информации органов самоуправления.
В соответствии с законодательством, вся эксплуатация вышеуказанных объектов размещения отходов, кроме 7 включенных в ГРОРО, в срок к 1 января 2023 года должна прекратиться, а они - официально закрыты.
С 1 января 2023 г. Минэкологии РС (Я), Управление Росприроднадзора по РС (Я) и органы прокуратуры вынуждены будут предпринять меры по недопущению нарушения природоохранного законодательства в отношении ОРО, которые не соответствуют требованиям законодательства.
Так в соответствии со статьей 8.2. КоАП РФ при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления может быть наложен административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Разработка проектов рекультивации земель, консервации земель и их реализация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Невыполнение данного требования влечет к привлечению виновных к ответственности по ч. 3 ст. 8.7. КоАП РФ с наложением административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, отметил Семен Яковлев.
Также будет рассчитана сумма ущерба почвам в результате размещения отходов.
«Таким образом, необходимо по муниципальным объектам размещения отходов: 1) по дальнейшим эксплуатируемым ОРО – провести работу по обустройству, включению в ГРОРО, в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, и получения лицензии; 2) по не эксплуатирующим – работу по проведению рекультивации. Вместе с тем, работы по рекультивации действующих несанкционированных объектов размещения твердых коммунальных отходов возможны только при полной реализации Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия), при налаживании движения отходов по новой схеме и формировании новой инфраструктуры по обращению с ТКО. До этого времени вынужденная эксплуатация несанкционированных объектов размещения отходов будет продолжаться», - заключил докладчик.
Вопросы участникам правительственного часа, касающиеся объемов и структуры финансирования, инвестиционной и качественной составляющей тарифов региональных операторов, созданию единой организации по строительству ТКО, об изменениях в законодательстве в части защиты окружающей среды в связи с введением санкций, о льготах для семей, имеющих пять и более детей, по утилизации медицинских отходов и ряде частных случаев по организации полигонов в районах республики задали народные депутаты республики Виктор Губарев, Дмитрий Семенов, Алена Атласова, Сахамин Афанасьев, Иван Данилов, Андрей Дорогань, Андрей Николаев, Андрей Находкин.
Парламентарии отметили, что до сих пор не решенными остаются многие вопросы, которые были в начале введения мусорной реформы в 2019 году, и что население в районах республики во многом настроено категорично: люди не понимают, зачем оплачивать за вывоз мусора, если в селах и сегодня по старинке все вывозят сами.
Отвечая на вопросы парламентариев, министр ЖКХ и энергетики РС (Я) Вячеслав Емельянов уточнил, что по новой территориальной схеме в арктических районах при внесении изменений в 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет понятия полигонов, вместо них в арктических районах появятся временные накопления твердых коммунальных отходов, часть которых будет переработана на месте, часть вывезена в районные центры, где базируются региональные операторы. Механизмы вывоза будут разработаны.
В соответствии с новой схемой будет разработан комплексный план мероприятий по взаимодействию с прокуратурой республики, чтобы решить данный вопрос. План в любом случае будет согласован с муниципальными образованиями, подчеркнул Емельянов.
В целом, он отметил, что сегодня в Якутии отмечается удовлетворительная работа региональных операторов, тариф по сравнению с другими регионами страны по республике средний.
«Если правильно подойти к вопросу, можно жить без отходов», - считает, в свою очередь, народный депутат республики Иван Данилов. Успешный опыт его предприятия по раздельному сбору мусора отметил в ходе правительственного часа Яков Ефимов. Председатель профильного комитета предложил коллеге поделиться наработанной практикой.
Подводя итоги обсуждения, председатель постоянного комитета парламента Якутии по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике подчеркнул, что вопросы по обращению с твердыми коммунальными отходами – реалии современного времени и затрагивают все слои населения, каждое муниципальное образование.
Ефимов отметил, что с 2023 года в стране ужесточаются требования для незаконных свалок, будут введены штрафные санкции. В связи с этим, он рекомендовал профильному министерству усилить информационную работу с населением и закладывать в бюджет региональных операторов средства для проведения профилактических мероприятий. Он также призвал народных депутатов республики начать активную разъяснительную работу с избирателями, в том числе и в рамках предвыборной кампании, которая начнется у депутатов Ил Тумэна в 2023 году. По итогам правительственного часа комитет направит запросы по тарифообразованию в Госкомцен РС (Я) и по потенциальному подрядчику для строительства мусорного полигона в г. Якутске в МинЖКХ и энергетики РС (Я).
Пресс-служба Ил Тумэна