В мире задумались о возрождении дирижаблей. За аналогичную идею раскритиковали премьер-министра Якутии

15:20 - 30.5.2023 / 1482 просмотра

Сооснователь Google Сергей Брин вложил в проект по созданию дирижабля около $250 млн, пишет «Коммерсантъ». Калифорнийский стартап работал над ним в режиме секретности последние восемь лет и построил 120-метровый аэростат для грузовых и пассажирских перевозок. Идею о грузовых перевозках на дирижаблях в северные районы высказывал председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко. За что был раскритикован через СМИ и высмеян комментаторами Ykt.ru.

Дирижабль, построенный в Калифорнии, по данным СМИ, сможет перевозить 28 тонн груза и преодолевать расстояние от Калифорнии до Нью-Йорка. Он наполняется гелием, что предотвращяет случаи возгорания. Дело в том, что в прошлом столетии дирижабли наполнялись водородом, и были случаи их воспламенения.

В феврале прошлого года премьер правительства Якутии Андрей Тарасенко заявил, что в республике в 2023 году планируется запуск дирижаблей для перевозки грузов и пассажиров в отдаленные арктические улусы.

— Мы сегодня прорабатываем вопрос дирижабля. И я думаю, в 2023 году у нас первый дирижабль пойдет уже для связи с улусами, вплоть до того, что это и пассажирские перевозки, — сказал Тарасенко во время телеэфира.

Что именно имел ввиду премьер-министр осталось неясным, но впервые о применении дирижаблей в Якутии задумались в 2018 году. В 2019 году власти сообщили о создании опытных образцов цеппелинов.

Проект был рассмотрен и одобрен экспертным советом Центра арктических исследований и проектов при ассоциации. — По грузоподъемности он превосходит самолеты и вертолеты, в Арктике климатические явления тяжелые, но воздух всегда свободен, и дирижабль может спокойно с одного участка подняться, не оборудованного практически, и приземлиться на другом таком же, — отмечал первый вице-президент Ассоциации полярников Санкт-Петербурга Платон Староверов.

При этом эксперты указывают главной проблемой большую парусность дирижаблей и отсутствие коммерческой выгоды в их применении.

— Ведь дирижабли не продаются, нужно сделать проект и произвести хотя бы один-два цеппелина, их испытать, сертифицировать и запустить в серию. До тех пор, пока такой вид транспорта практически не опробован, никто заниматься этим не будет. Должно быть понимание у тех, кто вложится в это дело, что применение не будет разовым, — цитирует «Коммерсантъ» завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Кирилла Янкова.

Эксперты, раскритиковавшие идею премьера Тарасенко, также подчеркивали парусность дирижабля, его зависимость от погоды и подверженность обледенению.

— Это только кажется, что это просто. Вы представляете, какой должна быть причальная мачта, которая сможет удержать пришвартованный дирижабль в условиях штормового ветра? А как эту мачту построить в условиях Крайнего Севера? Да она золотая будет, — сказал один из них — директор авиакомпании, выполняющей авиационные работы в Арктической зоне РФ, Николай Мязин.

Его и мнение еще двух специалистов содержался в тексте, который был массово направлен в СМИ. Публикация с экспертным мнением о том, почему идея применения дирижаблей в Арктике — это дилетантство, появилась на News.Ykt.Ru. Этот текст без ссылки и с указанием своего автора позже опубликовало ИА Deita.ru. Оттуда материал попал в SakhaNews. При этом якутское издание предпочло подождать два дня и сослаться на приморское СМИ, нежели на News.Ykt.Ru, где материал набрал просмотры.

Виталина Коренева, Sakhaday.ru