В соцсетях рассылается фото камня, установленного в Намцах, как сообщается, "в память о более чем 300 саха женщин, девочек, бабушек непокоренного Нама, заживо сожженных Василием Поярковым, души их, плутавшие в течение 400 лет, наконец-то смогут найти успокоение".
В администрации сообщили, что это народная инициатива.
"Инициатор - народный целитель Ойуун Харатаала. На самом деле памятник еще не завершен. В 1997 году в память жертвам былых времен было установлено сэргэ, но дерево не вечно, поэтому решили увековечить в камне", - сообщил Михаил Макаров, глава МО Бетюнцы.
Как выяснилось, памятник установили активисты общественного движения по восстановлению якутских имен. Это сообщество возглавляет Ойуун Харатаала.
Памятник посвящен событиям 1642 года, когда произошло антиясачное восстание. Тогда бютюнские тойоны, являющиеся активными участниками восстания, построили крепость. А вот сколько погибло человек, данные расходятся. Никто не спорит, что исторические события необходимо помнить, но историческая правда при этом особенно важна.
Sakhaday поинтересовался у намского краеведа Егора Софронова, насколько данные о 300 жертвах Пояркова исторически подтверждены.
"300 человек, которых записали в жертвы - неправильная информация. Действительно, было антиясачное восстание, это исторический факт. И памятник жертвам антиясачного восстания должен был быть приурочен к историческому событию. Но, увы, в соцсетях фотографии памятника сопровождает информация о том, что казаки сожгли 300 женщин и детей.
На самом деле погибли около 30 защитников крепости со стороны бютюнцев и казаков. Даже если поразмыслить логически, то технически это сложно. Невозможно собрать три сотни женщин, детей в одном месте. Да и времена были ясачные, никто не будет специально убивать ясакоплательщика.
Это подтверждено и работами историка Андриана Борисова и краеведа Ульяны Сивцевой. В архиве в Москве был найден документ - отписка сына Боярского Василия Пояркова, в которой подробно было изложено, сколько участвовало людей, с детальным описанием ран и жертв.
Более того, данное событие произошло в другом месте, в 30 км. от нашего наслега. То есть для установки камня выбрали неправильное историческое место. Я убеждал Харатаалу, инициатора установки, что исторически нет таких данных о 300-х жертвах, но он стоял на своем", - сообщил Егор Михайлович журналисту Sakhaday.
В книге Андриана Борисова об антиясачном восстании сообщается следующее:
"Узнав о выступлении отряда, мятежные князцы сожгли юрты вокргу острожка и вышли навстречу казакам. В жарком бою казаки одержали победу, но многие были ранены. Началась осада острожка. Переговоры о сдаче не увенчались успехом. Бурдуев пасянок Кутуях привез 18 соболей и потребовал, чтобы Василий Поярков отступил. После того как парламентер вернулся, бетунские якуты стали стрелять в казаков, многих ранили, были убитые. В ответ казаки начали обстрел, в том числе пушечный. Но крепость была построена хорошо".
Поэтому Поярков дал приказ поджечь острог. Вот какое объяснение дал он своим дальнейшим действиям Поярков: "А стоят было под острогом долго. И им бы Камыку многие люди могли помоч. Потому что земля была Якутцкая вся немирна".
"Во время последовавшего после поджога приступа многие были убиты. Князь Камык укрепился в одной из башен. Из послужного списка следует, что в бою и при осаде острога погибло 22 бетюнских якута. Всего в походе приняли участие 200 человек, из которых один был убит, а 16 человек было ранено", - такие данные приведены в книге Борисова.
"Вокруг этих событий в историографии издавна сложилось зловещее впечатление, - подчеркивает историк. - Начало положил в своей работе С.А. Токарев, сообщив об истреблении и сожженнии отрядом В. Пояркова 300 якутов с женами и детьми. Но эта информация ничем не подтверждается, нет ссылок на источник, и прямой сноски. Таким образом, создается впечатление, что приведенные сведения необъективны".