В новый учебный год с обновлённым инструментарием профориентации

17:22 - 26.8.2021 / 356 просмотров

Участники Августовского совещания работников образования РС(Я) обсудили вопросы самоопределения и эмоционального благополучия участников образовательного пространства в интегрированном мире.

24 августа 2021 года в рамках Августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) по направлению работы «Профессиональная навигация» завершил свою работу обучающий семинар на тему «Самоопределение и эмоциональное благополучие участников образовательного пространства в условиях интегрированного мира». Организатором площадки выступил Центр опережающей профессиональной подготовки.

Модератором сессии выступила Юлия Толкачева, профориентолог Дирекции карьерной навигации Центра опережающей профессиональной подготовки РС(Я). Приглашенными спикерами были Дарья Варламова, главный редактор “Атласа новых профессий” 3.0, Кирилл Кузнецов, исполнительный директор ЦТР “Гуманитарные технологии”, кандидат психологических наук, Наталья Федорова, методист Национального художественного музея РС(Я).

Площадка была посвящена вопросу сохранения эмоционального благополучия участников образовательного процесса в условиях цифровой интеграции образования, мира в целом. Несмотря на резкий переход от классического к дистанционному формату обучения и сложностями, с которыми столкнулось общество, онлайн-коммуникации в последний год стали уже обыденным явлением. Между тем вопрос сохранения эмоционального благополучия остается актуальным и сегодня, ведь именно сейчас мы наблюдаем обратную сторону процесса адаптации к новым условиям онлайн-образования, а именно снижение трудовой этики и ответственности участников образовательного процесса на всех уровнях (родительское сообщество, учащиеся, система образования). Именно поэтому, сегодня как никогда важно сохранить эмоциональную устойчивость, состояние баланса каждого участника образовательного пространства и завершить процесс адаптации к интегрированному миру и самоопределению в нем с наибольшим накопительным эффектом положительного опыта.

Работа площадки началась с выступления приглашенного спикера Дарьи Варламовой, автора «Атласа новых профессий 3.0.», об изменениях в мире образования, исследованиях в сфере современного рынка труда, новыми инструментами профориентации. В своем выступлении она обозначила ключевые навыки будущего, необходимые для развития специалистов, рассказала о том, как добиться успеха в изменчивом мире. Спикер отметила, что в виду того, что мир становится очень сложным и быстрым, у нас усложняются задачи, требующие коллаборации разных специалистов. В настоящее время развивается автоматизация и она вытесняет с рынка труда специалистов, которые занимаются рутинной работой. Она привела цитату из «Алисы в Зазеркалье» для описания сегодняшней ситуации: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Как отметила спикер, система образования сейчас не достаточна готова, чтобы развивать эти навыки у человека. То, чему мы учим сегодня, против того, что потребуется завтра. Например, на сегодня все еще в образовании делается ставка на индивидуальное лидерство, но будущем будет необходимо развивать коллективную деятельность. Также она подчеркнула, что будущее за тем, чтобы ставить задачи самостоятельно, в том числе это касается сферы профориентации и карьерного самоопределения. «Сейчас современный осознанный старшеклассник должен сам себе поставить задачи, выбрать одну или несколько профессию будущего и составить свою образовательную траекторию и карту навыков» - отметила спикер.

Говоря об инструментах профориентации школьников, мы не можем не сказать о проекте “Билет в будущее” - федеральный проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций. Далее с сообщением выступил приглашенный эксперт Кирилл Кузнецов, исполнительный директор ЦТР “Гуманитарные технологии”, кандидат психологических наук. В виду того, что ЦТР “Гуманитарные технологии” является разработчикам профориентационной модели проекта «Билет в будущее», он познакомил участников с профориентационными онлайн-диагностиками. Спикер отметил, что неправильное использование тестирований может привести к негативным последствиям. И чтобы избежать этого, для правильной интерпретации результатов диагностики и проведения групповых консультаций требуется специальная подготовка специалистов, педагогов-навигаторов. И в этом году с сентября планируется обучение педагогов для работы.

Далее основная часть прошла в формате интерактивной стратегической сессии на тему “Самоопределение как процесс комфортного развития”. Участники работали в проблемных зонах самоопределения участников образовательного пространства. К каждой группе был прикреплен психолог-модератор.

В третьем блоке - завершающем, по результатам работы совещания были сформированы рекомендации по сохранению эмоционального благополучия участников образовательного пространства в процессе самоопределения в условиях интегрированного мира. Также в этом блоке участники получили методические рекомендации по использованию элементов арт-терапии в образовательном пространстве. Спикером в этом блоке была приглашена методист НХМ Наталья Федорова. Она рассказала о возможностях арт-терапии в учебно-образовательном пространстве в условиях интегрированного мира.

В завершении вебинара участники секции отметили важность и необходимость учета вопросов эмоционального благополучия и психологического здоровья участников образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды, отметили практическую направленность работы секции, который дал возможность поделиться своим опытом работы в формате дистанционного обучения, и предложили рекомендации.

Материалы вебинара доступны на YouTube-канале «ЦОПП Якутия».

Всех участников обучающего семинара благодарим за активное участие!

Пресс-служба ЦОПП РС(Я)

Sakhaday.ru