Президентский Совет по правам человека (СПЧ) начал сбор предложений россиян по борьбе с «этническими анклавами». Представитель совета в качестве примера по противодействию формированию этнических «гетто» привел введение квот на трудоустройство мигрантов в Якутии. Указ о запрете на найм иностранных работников в республике Айсен Николаев принял в апреле 2019 года. Нововведение коснулось граждан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. Им запрещено наниматься на работу в сфере строительства, перевозки пассажиров, розничной торговли и общепита. Однако в миграционный поток, как видно из отчета МВД, внесли коррективы пандемия и СВО.
Пункт о необходимости «противодействия формированию этнических (полиэтнических) анклавов» содержится в Концепции миграционной политики, изменения в которую в мае подписал президент страны Владимир Путин. О мерах, которые будут приняты согласно ей, «Коммерсантъ» поговорил с главой Национального антикоррупционного комитета СПЧ Кириллом Кабановым. По его словам, проблему анклавов может решить введение квот на число работающих в определенной сфере мигрантов, как это сделали в Калужской области и Якутии. — При этом господин Кабанов полагает, что в России достаточно рабочей силы. «Промышленность (в частности, в упомянутых регионах.— “Ъ”) не остановилась, такси ездит. Роста цен нет, рестораны работают»,— сказал он, — говорится в тексте издания.
В апреле 2019 года глава Якутии Айсен Николаев подписал указ о запрете на трудоустройство иностранцев в 33 сферах деятельности. Мигрантам нельзя работать в сфере строительства, перевозки пассажиров, розничной торговли и общепита.
Запрет не касается трудовых мигрантов из стран, входящих в Евразийский экономический союз. Документ ужесточает трудоустройство в республике мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, которые не входят в этот союз. Выходцы из этих стран в Якутии в основном заняты на строительных, ремонтных работах, торгуют фруктами и овощами.
Однако документ не налагает запрет на привлечение иностранцев на строительные и ремонтные работы. В приложении к указу говорится о запрете на разработку строительных проектов и разборку, снос зданий.
Если судить по ежегодным отчетам МВД Якутии, указ главы республики никак не сказался на число трудовых мигрантов, значительные изменения внесли пандемия и СВО. В год ужесточения квот количество прибывающих трудовых мигрантов даже повысилось. Если в 2018 году на миграционный учет было поставлено 73 279 иностранцев, то в 2019 — 77 423. Впервые в республику прибыли 31 269 иностранных граждан, продлили документ о пребывании в России 41 998.
Резко сократилось число прибывающих из зарубежных стран в 2020 году. На миграционный учет МВД поставило 40 120 иностранцев, первично — 9 681. Уже находились в республике 27 521.
В 2021 году показатели по миграционному учету приблизились к допандемийным. Впервые в республику въехали 20 722 иностранцев, срок пребывания продлили 39 600. Всего на учет было поставлено 63 406.
В 2022 году первично на учет поставлен 27 341 иностранец. 84,2% прибывающих иностранных граждан — трудовые мигранты. На январь 2023 года в Якутии находятся 21 408 иностранцев. Это на 641 человек меньше, чем в предыдущем году.
«Вопреки мнениям, которые циркулируют вокруг разворачивающейся кампании "против анклавов", проблема является по большей части надуманной, — заявил “Ъ” социолог, руководитель группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер. — Прежде всего распространенность этого явления обычно в разы преувеличивается. Фактически речь идет о шести-семи районах на всю почти 150-миллионную страну. Во-вторых, даже в таких районах доля мигрантов обычно не превышает половины жителей. В-третьих, в отличие от ситуации с, казалось бы, аналогичными парижскими пригородами, российские мигрантские районы не несут социальной угрозы».