Политик Афанасий Максимов, обеспокоенный массовыми лесными пожарами, предложил возродить малую авиацию в Якутии для мониторинга лесов. Свое открытое письмо, адресованное к руководству республики, он опубликовал в Facebook, где состоялась любопытная дискуссия.
В обращении Максимов сообщил, что «на данное время, июль 2018 г.,на территории Республики Саха, огнем охвачено более одного миллиона га лесов, наноситься непоправимый ущерб экологии, экономике, вред здоровью населения. Чтобы справиться с такими пожарами на огромных территориях республики, не хватает ни средств, ни людей, ни техники. Это обусловлено особенностями региона. К сожалению, ситуация с лесными пожарами повторяется из года в год.
Следующее лето тоже не за горами. Прошу возродить авиапатрулирование лесов, доказавшее свою эффективность в советские времена и наладить своевременное, достаточное финансирование мероприятий по профилактике и тушению лесных пожаров на ранних стадиях возгорания. Предупредить всегда легче, чем тушить».
Интересно, что премьер Владимир Солодов ответил Максимову, и это, пожалуй, был его первый ответ в якутском сегменте интернета.
Солодов, которому и было адресовано это послание, сообщил, что, космический мониторинг позволяет обнаружить даже малые возгорания, не исключил использование различных источников информации о пожарах, ну и обозначил главное – необходимость удешевления технологий тушения пожаров. Также уведомил о том, что новая система обнаружения пожаров будет развернута в следующем году.
Афанасий Максимов, в свою очередь, подверг сомнению обнаружение на ранней стадии пожаров через спутники. И сообщил, что «без авиации никак».
В целом, Максимову ответ премьера понравился, он назвал его, с известной долей иронии, «лаконичным, технологичным и идеальным». SakhaDay решил уточнить у Афанасия Максимова, что он имел в виду.
- Пользователи вас упрекнули в лоббировании своих интересов, в том, что вы заинтересованы лично в возрождении малой авиации.
- Я лоббирую интересы всех якутян. Для нас, северян, малая авиация имеет особое значение. Если для москвичей это роскошь, то для нас это первая необходимость. Любой, кто за свой счет приобрел и поднял в воздух на законных основаниях воздушное судно, уже решает государственную задачу. Мы это не можем никак понять.
- Почему пожаров стало больше?
- Пожары всегда были и будут. В какие-то годы их меньше, в какие-то годы больше. Даже, в советские времена, когда на авиапатрулирование и лесохрану выделялись огромные деньги, государство не всегда могло с ними справиться. Другое дело, это пожары вблизи населенных пунктов, города Якутска. Такого, чтоб в Намском улусе из года в год не могли справиться с пожарами, никогда не было.
- Насколько все-таки эффективен космомониторинг? Есть погрешности?
- У нас пожары на 90% из-за гроз. Если стоят жаркие дни несколько дней подряд, то жди внутрифронтовые грозы. Потому вероятность возникновения пожаров можно предугадать, если следить за погодой.
Мониторить с космоса можно. Но, тушить пожары будут люди с лопатами и киркой. Учитывая наши расстояния и дороги, на организацию пожаротушения уходить очень много времени. А в тушении только возгорающего очага, важны даже не часы, а минуты.
- Как вы конкретно видите систему авиапатрулирование? В каждом улусе должен быть вертолет? Хватит ли пилотов?
- Мое предложение - это возрождение авиапатрулирования на легких воздушных судах. Например, на пятиместных вертолетах вместе с пилотом на борт брать пожарников. По принципу, увидел - потушил. Хотя бы по центральным улусам. И тогда, когда вероятность пожаров велика.
Допустим, сейчас у нас в основном используют тяжелые Ми-8, или Бе-200, и, как обычно, когда пожар становится уже практически не контролируемым. Для сравнения, эксплуатационные расходы Ми-8 выше 8-10 раз, чем у тех же «Робинсонов» или «Белл». Разница ощутимая. Здесь есть над чем работать. И не только в тушении пожаров, так же в санавиации, поисково-спасательных работах и так далее. Как мы до сих пор не можем понять, что на громадном «Ми-8», который в час съедает 800 литров керосина, нельзя возить одного больного? Для этого есть другие типы, у которых в час расход 50-80 литров.
Желательно, конечно, в будущем, иметь в каждом улусе по легкому вертолету. Особенно это актуально для северных улусов.
С пилотами давно проблема, и не только у нас, а по всей России. Благо, у нас есть свой авиаколледж, который готовит пилотов для самолетов, пора готовить и вертолетчиков.
- Премьер дал понять, что системы космомониторинга достаточно, и все упирается в финансы.
- Спасибо Солодову за его оперативный ответ, я ему уже ответил.
Вообще, очень хорошо, что у нас появился премьер-министр, который уделяет время соцсетям. Это же здорово, когда можно без больших мунняхов обсуждать острые вопросы открыто и оперативно. Нужно, по-хорошему, обязать всех министров, руководителей начинать рабочий день с соцсетей.
Кроме шуток, так же можно очень много времени сэкономить с пользой, проводить в мессенджерах, соцсетях обсуждения тех или иных жизненно важных вопросов, собирать экспертное сообщество и так далее. Это и есть коммуникация с населением.
SakhaDay.ru