В Совете Федерации обсуждают вопрос о социально значимых авиаперевозках
Рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональных авиаперевозок в Российской Федерации под руководством сенатора Вячеслава Штырова приступила к рассмотрению конкретных предложений по внесению изменений в закон о госрегулировании развития авиации. Основная цель – снижение тарифов на авиаперевозки, определение стимулов, способствующих развитию аэропортовой сети, и развитие отечественного авиапрома.
Член рабочей группы, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень представил свои предложения в проект разрабатываемого проекта закона, в которых даны определения таким понятиям как «региональные авиационные перевозки», «местные авиационные перевозки», «социально значимые авиационные перевозки», «социально значимый аэропорт или посадочная площадка» и другие. Также среди представленных предложений обозначены формирование специального фонда за счет сборов с пользователей авиационной инфраструктуры на развитие и содержание региональных и местных авиалиний, а также аэропортов; обеспечение производства современной авиационной техники для обслуживания региональных и местных авиационных перевозок и ряд других.
Необходимость определения четких терминов в федеральном законодательстве вызвана тем, что одни и те же понятия, такие как, например, местная или региональная авиаперевозки, понимаются по-разному, отметил руководитель рабочей группы Вячеслав Штыров. А в связи с тем, что нет законодательно закрепленного понятия социальная авиаперевозка, маршруты становятся таковыми в результате сиюминутного решения властей. Однако, по мнению руководителя рабочей группы, в пределах одного региона или федерального округа могут быть и коммерчески выгодные авиамаршруты, поэтому необходимо внимательно подходить к процессу отнесения того или иного направления к социально значимому. Потому и должны быть чёткие критерии отнесения авиалиний к социально значимым. Главными должны быть два – это невозможность добраться до пункта назначения никаким другим транспортом, кроме авиационного, и наличие физического при отсутствии платежеспособного спроса из-за низких доходов населения. Именно такие авиалинии должны субсидироваться, а не те которые выберет тот или иной начальник.
Кроме того, по мнению сенатора, в проекте закона необходимо описать схему субсидирования социально значимых перевозок. Следовательно, во-первых, утверждать перечень таких перевозок должно Правительство Российской Федерации, во-вторых, субсидирование должно осуществляется на федеральном, муниципальном и региональном уровнях, в-третьих, авиаперевозчик на социально значимый авиамаршрут должен определяться на основании тендера.
Ожидается, что окончательный вариант проекта закона по внесению изменений в федеральный закон о госрегулировании развития авиации будет готов к концу текущего года, а в дальнейшем -- внесен на рассмотрение Госдумы и Правительства РФ.
Напомним, что рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональных авиаперевозок в Российской Федерации была создана в 2016 году после обсуждения состояния авиационной отрасли России. Тогда перед сенаторами выступил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, который рассказал, что только в рамках программы развития транспортной системы авиационной отрасли ежегодно выделяется около 30 миллиардов рублей. 9 миллиардов направляется на реализацию программ по субсидированию внутренних воздушных перевозок. Однако по данным Счётной палаты, из-за некачественного планирования значительная часть бюджетных ассигнований остаётся неиспользованной.
Ольга Фомина