В СССР мощный двигатель был проблемой: зачем автовладельцы дефорсировали мотор — правда о советском автопроме

16:27 - 18.11.2025

Мощный двигатель в СССР был наказанием, а экономия — инстинктом выживания

Советские легковушки не знали двигателя мощнее 70–90 л. с. На фоне американских железныхи«монстров» они имели бледный вид. Но кому в голову придёт сравнивать?

Суровая и простая реальность СССР была продиктована плановой экономикой. Водитель с 30 летним стажем Владимир Воробьёв рассказывает: чем меньше мотор, тем меньше металла пошло на его изготовление, тем проще его производство, дольше ресурс и ниже расход топлива. А вот динамику пытались вытянуть за счёт передач, что получалось не всегда успешно, но терпимо — ездить можно.

До конца 70-х водителей это устраивало. «Москвичи» на 50–72 л. с. покупали в лёт. Лишь «Запорожцу» объективно не хватало сил — его 30–40 лошадей не выдерживали реальной эксплуатации, но выбора не было.

После резких скачков цен на бензин в 1976 и 1981, высокооктановый А-93 начал исчезать за неимением спроса, а дешёвый А-76 стал единственно возможным вариантом. Из-за этого по стране распространилась целая кустарная индустрия дефорсирования двигателя. Под головку ставили дополнительную прокладку, уменьшали степень сжатия — и двигатель уже мог переварить А-76.

Плюс надо помнить ещё один штрих эпохи: дефицит бензина. Владельцы дефорсированных моторов могли спокойно заправляться из канистр «с тротуара» — и почти без последствий для двигателя. В такой реальности мощный мотор, действительно, был проблемой.

Ранее мы делились лайфхаком советских автомехаников по откручиванию ржавых прикипевших гаек.

Фото Freepik

{"name":"\u0412\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438\u0439 \u0421\u043c\u0435\u043b\u043e\u0432","id":12}