Минприроды подготовило новую редакцию Правил охоты, благодаря чему, в частности, будет легализован петельный лов на волка, причем, без специального документа — достаточно разрешения на добычу любого другого вида; охота на медведей во время зимней спячки, а также отстрел и отлов этих животных с машин и вертолетов, что по мнению некоторых, не только приведет к сокращению численности животных, но и практически легализует браконьерство в России.
Поймать в петлю
Согласно новому проекту, применение петельного лова во время охоты будет определять глава каждого региона самостоятельно. Сейчас эти полномочия закреплены за Минприроды России, причем, такой вид охоты разрешается только на зайца-беляка в ряде северных регионов. Петлей можно добывать волков «в целях регулирования их численности» в Якутии, а также Красноярском и Хабаровском краях, Карелии и Архангельской области. Поправка позволит добывать этих животных уже на территории всех субъектов.
Кроме того, Минприроды предлагает разрешить для «охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях» передвигаться на механических транспортных средствах и летательных аппаратах.
Также, согласно новой редакции, охотники смогут отстреливать волков, шакалов, лисиц в любые сроки охоты, причем, без специального документа — достаточно разрешения на добычу любого другого вида.
Новая редакция предлагает разрешить охоту на бурого медведя с 1 августа по конец февраля. Сейчас срок охоты на него ограничивается датой 30 ноября — из-за периода зимней спячки медведей. Минприроды предлагает разрешить охоту на медведей с помощью собак.
По мнению гринписовцев, новый проект «практически легализует браконьерство».
Документ сейчас находится на стадии согласования с общественностью и экспертами. Замечания и предложения буду учтены, передает источник.
В настоящее время на территории Якутии, по данным учёных, обитают 3000-3500 волков (самые крупные стаи состоят из 7-10 особей), а медведей, по информации Александра Тастыгина, на сегодня по республике 14-17 тысяч.
«Зеленые – настоящие дилетанты»
Как сообщил заместитель министра Минэкологии Якутии, руководитель Департамента охоты Николай Додохов, о поправке стало известно осенью прошлого года.
«Минприроды Российской Федерации отправили этот проект по регионам еще осенью. Он пока не утвержден – каждый субъект готовит свои вопросы. Как только нас позовут, мы поедем», - сообщил Николай Васильевич корреспонденту Sakhaday.
Николай Додохов
По его словам, количество медведей и их нападений на людей ежегодно растет.
«Люди пишут нам из деревень, что медведей стало очень много. Эти хищники заходят в населенные пункты. Стало опасно ходить по грибы и ягоды. Поэтому их надо добывать в берлоге. То же касается и волков. Эти хищники наносят большой урон – ежегодно от них погибает 10 тысяч домашних оленей, не считая диких животных. Наша Российская Федерация попадает под санкции западных стран, где запретили охоту петлей, капканами, ядом. Число этих хищников растет из-за зеленых, гринписовцев, так называемых зоозащитников, – настоящих дилетантов, ничего не смыслящих в охоте», - прокомментировал Николай Додохов.
«Браконьерство не узаконится»
В свою очередь, президент охотничьего клуба «Кыыман» Александр Тастыгин очень рад поправке.
«По Якутии надо разрешить охоту на медведей в берлоге. Испокон веков наши предки, наши старики, деды, отцы добывали в логове. Обычно, когда осенью собаки охотятся на соболя, они находят медвежьи жилища. Поскольку в это время не охотятся, на них оставляют всякие метки и в марте-феврале старые медвежатники, собравшись группой, проводят свои обряды и добывают в берлоге», - рассказал он.
По его мнению, в добыче волков и медведей нужно позволить использование петли. «Волки и медведи - наши первые враги по оленеводству, животноводству. Вообще количество медведей растет с космической скоростью», - рассказал Тастыгин.
Президент «Кыымаана» также отметил, что охоту с летательных аппаратов – вертолета, квадрокоптера – также необходимо разрешить, поскольку в Якутии охота на волков и медведей в горной местности обычными флажками затруднено.
«У нас территории намного больше, чем в центральных регионах, где охотятся флажками, загонным методом. Некоторые моменты по географическим и природным обстоятельствам в Якутии невозможны, поэтому необходим отстрел волков, к примеру, весной во время свадеб. Кроме того, нужно разрешить отстрел с летательных аппаратов во время отёла оленей, домашнего скота», - считает Александр Николаевич.
Что касается полувольных зверей, то ничего противозаконного в этом нет, уверен Тастыгин.
«В Европе, да и везде в любой сезон могут охотиться по своим лицензиям, подкормив с вышек, кормушек. Люди специально получают охотничьи угодья, чтобы в полувольных условиях содержать и кормить этих диких животных. Они делают свой бизнес. Ничего сложного и неправомерного я тут не вижу. Этих же уток, кроликов разводят специально, чтобы организовывать охотничьи туры у себя в угодьях», - сказал глава клуба.
По поводу опасения зеленых о том, что охота на медведя в берлогах увеличит рост числа брошенных детенышей, а в конечном итоге и их гибели, Тастыгин ответил: "А раньше они ложились без медвежат?", видимо, имея в виду то, что и раньше детеныши оставались одни и погибали.
По его твердому убеждению, поправка не легализует браконьерство. «Сейчас карающих, проверяющих органов очень много», - отметил он.
«Волк – колдун»
По словам одного опытного охотника, убивать волка – грех.
Ученый-этнолог, историк, тюрколог Людмила Егорова в своей книге «Культ волка в традиции саха» пишет, что образ волка является одним из тотемов и сакральных персонажей шаманства в традиции многих народов. Как говорится в книге этнолога, волк мог стать тотемом из-за превосходных качеств охотника, позволяющих выживать в жестких условиях конкуренции, и почти магической способности без звука и движения передавать информацию на дальнее расстояние, перекликающееся со сверхъестественной силой шамана.
«У разных национальностей свои обычаи и боги. Эвены и эвенки, например, на медведя сильно не охотятся. Оленеводы, коневоды тоже боятся волков, поскольку, если охотник добудет волка, это одно, если табунщик-оленевод – то волки нападут на его оленей и домашний скот», - рассказал Тастыгин.
По его словам, у якутов существует поверье – если коневод начнет добывать волков сам, если один из них попадется на его капкан или петлю, или же коневод на буране догонит и прикончит зверя, то оставшиеся в живых сородичи отомстят и будут уничтожать его стадо.
Он был даже свидетелем одного события.
«У меня в заречье есть несколько табунов лошадей. Вблизи коневодческих бригад центральных районов очень много волков орудует. Однажды парень, табунщик наш, специально нанял охотников-волчатников из Таттинского и Чурапчинского улусов. Так вот, они во время охоты жили отдельно от табунщиков, для них специально закупили продукты, бензин, технику…», - рассказал президент клуба.
Волк – это хищник, говорит Тастыгин.
«Он стоит на верхней полке наравне с медведем. От его набега погибает не только много лесных, но и домашних животных, поэтому ничего грешного не вижу. Сам добывал. Советую – надо охотиться на них», - убежден он.
Нужны бригады
Как считает президент «Кыымаана», в деле с волками и медведями необходима организованная работа Минэкологии и Департамента охоты.
«В Якутии есть спецы по волкам и медведям. Нужно организовать специальные бригады и по договорам сотрудничать с районами, зарплату платить. В каждом районе централизованно, где занимаются оленеводством, – Оймяконском, Томпонском, Кобяйском, Жиганском, Анабарском, Булунском улусах – создать бригады охотников. Наш клуб тоже был готов к сотрудничеству по этому вопросу, но нас даже за километр не пустили. Сказали, что нужно добывать самим коневодам, оленеводам, а результатов как не было, так и нет», - поделился в заключение Александр Тастыгин.
Ксения АВЕРА