Из Дорожного фонда Якутии в 2023 году 131,2 млн рублей было расходовано на подготовку строительства моста через реку Лену. Из этой суммы 45 млн потрачено на содержание ГКУ «Ленский мост». Деньги направлены на зарплату работников, покупку бумаги, компьютерных программ, бензина, аренду офиса и гаража.
На содержание Дирекции по строительству Ленского моста правительство запланировало 47 млн рублей. Фактически расходовано 45 млн рублей. Основная доля затрат приходится на оплату заработной платы работникам.
ГКУ «Ленский мост» — подведомственное учреждение Минтранса, выступающее посредником между министерством и концессионером по строительству моста. Последняя информация на сайте учреждения под рубрикой «Ход строительства» датирована ноябрем прошлого года. Одной строкой ведомство отмечает, что на правом берегу реки Лены установлены 4 опоры линий электропередач ВЛ-110кВ линии Майя-Табага.
Компании ВИС, концессионеру проекта, за прошлый год направлено из Дорожного фонда республики 86,2 млн рублей. По концессионному соглашению, заключенному между республикой и ВИС в феврале 2020 года, Якутия должна была профинансировать подготовительные работы к строительству моста на сумму 4,5 млрд рублей. Эти средства концедент обязался направить концессионеру в течение трех лет, с 2021 по 2023 годы.
Всего в прошлом году в Дорожном фонде было предусмотрено 11,1 млрд рублей. Расходовано из них 10,6 млрд рублей. Отчет об использовании средств депутаты Ил Тумэна заслушают на сессии, которая состоится 9 июня.
Что сейчас происходит с проектом «Ленский мост», неизвестно. В сентябре 2023 года Главгосэкспертиза России сообщила о выдаче положительного заключения на второй этап строительства моста. В феврале этого года ВИС заявила о старте подготовительных строительных работ в районе села Старая Табага. В конце мая Sakhaday писал, что на строительной площадке ничего не происходит.
— Уложенные дорожные плиты лежат на месте. Это примерно 800-900 квадратных метров. Песком отсыпана небольшая территория — около двух гектаров, — написал наш корреспондент. Подробнее можно прочитать по ссылке.
В этом же материале сказано, что офис Дирекции Ленского моста, расположенный в здании Главного агентства воздушных сообщений, закрыт. ГАВС — самый крупный контрагент учреждения. Агентство получило за аренду помещения в прошлом году около 5 млн, за три года — 16 млн рублей.
Якутия заявляет о необходимости строительства Ленского моста около 20 лет. Проект республика презентует на каждом Восточном экономическом форуме. В 2017 году проект предварительно был оценен в 55-64 млрд рублей. Строительство моста через реку Лену планируется завершить к 2022 году — 100-летнему юбилею Якутской АССР, говорили тогда республиканские власти.
Юбилей республика отметила в 2022 году, а будет ли мост построен до сих пор неясно. В феврале этого года в интервью изданию «РЖД-Партнер» министр транспорта дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев сообщил, что проект оценивается на 130 млрд рублей.
При этом правительство РФ согласовало транш из федбюджета в размере 42,8 млрд руб. Это треть необходимых инвестиций для осуществления проекта. К тому же, федеральные средства начнут поступать только через три года.