Этой могиле более ста лет и находится она у озера Чаалыкы в 4 км от села Дыгдал Усть-Алданского улуса. Иногда на могилу выходят охотники и задаются вопросом: чья это могила и кто в ней покоится? Потому, что кроме надписей на ней ничего нет.
«Других могил рядом нет»
Могила примечательна тем, что на ней горизонтально установлен камень, на котором сохранилась надпись. Также имеется деревянная крыша с железным навершием в виде креста с конусообразным основанием, аккуратное ограждение.
Но узнать точно, кто похоронен в могиле, затруднительно, поскольку вокруг одинокой могилы других надмогильных сооружений больше нет...
Об этой загадочной одинокой могиле в лесу редакции рассказала Лена Свешникова. Она является главой Оспёхского наслега Усть-Алданского улуса. А помимо официальной должности, она является членом Якутского регионального отделения ВООПиК. И ее интерес к загадочной могиле в лесу основан не на простом, праздном любопытстве, а вполне на основе профессиональных интересов.
Версия № 1: умер в дороге?
«Вот что удалось прочитать на могильном камне. Надпись на камне гласит: «Под сим камнем покоится раб прах божий инородца Намского улуса Кобяконского наслега Гаврила Гаврильева Ряхляца …умершего от роду 25 лет скончался в 1912 года … 5 числа месяца. Господи сотвори ему вечную память». К сожалению, это пока всё, что удалось прочитать.
Судя по наличию надгробного камня, это могила состоятельного человека. Также, покойный не является русским, скорее всего, он якут.
Можно сделать предположение, что молодой человек приезжал свататься или жениться и неожиданно умер. В силу некоторых обстоятельств, тело покойного не увезли на родину. Возможно, что этому помешала распутица, ведь места находятся в низине, в пойме реки Алдан. А камень на могилу позже установили родственники. Члены Якутского регионального отделения ВООПИК поделились со мной своими наблюдениями. Так, они заметили, что в его сооружении соединены две похоронные традиции: это русская христианская традиция – надмогильный камень и якутская – дерево».
Версия № 2: здесь похоронен путник, но куда он направлялся?
«Может быть, что молодой человек следовал к Верхояно-Колымскому тракту, который проходил через наши места. Известно, что тракт поменял свое направление в силу удобства коммерческого пути, так как на пути следования были населенные пункты и в в силу географических особенностей местности. Тандинская станция была переведена в Дыгдаловскую и официальная почтовая связь через Дыгдаловскую станцию установилась в 1911 году».
Версия № 3: ехал из наслега в церковь?
«А может, он следовал в Оспетско-Покровскую церковь (находилась в 4-5 км восточнее от нынешнего села Дыгдал, на реке Андылаах)? Ведь в те времена, жизнь, как правило, бурлила вокруг церквей. Вот, что можно узнать из книги краеведа И.Свешникова «Өспөх тойон удьуордара».
В первой части этой книги читаем, что «по многочисленным просьбам жителей, 17 января 1881 года была наложена резолюция епископа Якутского и Вилюйского преосвященного Дионисия о строительстве часовни. Но позднее, из-за большого количества жителей, вместо часовни здесь решили построить церковь.
Церковь была построена в 1884 году и освящена в 1885 году. Там же читаем, что «бывшему голове Дюпсюнского улуса, старосте 2-го Оспетского наслега И.Ф.Белолюбскому было дано задание провести сбор пожертвований жителей девяти наслегов на строительство церкви». Далее перечисляются наслеги: 2-го Оспетского, Батагайского, Кобяконского, Чериктяйского, Тябиковского, Наяхинского, 1-го Оспетского, Тюляхского, Онерского. Сбор пожертвований зафиксирован на 63 листах специальной книги.
В конце сбора пожертвований предписано «книгу обвязать, поставить печать и передать обратно епископу Якутскому и Вилюйскому преосвященному Дионисию лично».
Таким образом, вполне возможно, что наш молодой человек ездил по своим делам и нуждам из Кобяконского наслега Намского улуса в Оспетско-Покровскую церковь.
Судя по сохранившейся надписи на камне, могиле 110 лет. И действительно, господь сотворил этому человеку вечную память, если камень на его могиле до сих пор сохранился и мы пытаемся узнать о нем больше».
В конце своего рассказа и версиях появления этой одинокой могилы в лесу, Лена Свешникова надеется, что краеведы Кобяконского наслега Намского улуса заинтересуются, что за человек похоронен в этой могиле. И может расскажут больше.