В Якутии сложилась непростая ситуация с обеспечением жильем детей-сирот

9:00 - 13.11.2025

SakhaDay ознакомился с отчетом Счетной палаты Якутии и Счетной палатой РФ, которые провели контрольное мероприятие по вопросу обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Проверка охватила период 2023–2024 годов и истекший период 2025 года.

Из документа следует, что на 1 января 2025 года в республике насчитывалось 3 453 ребенка-сироты. Уровень сиротства снизился с 1,7% в 2020 году до 1,41% в 2024 году. Более 86% детей-сирот проживают в семьях.

Утвержденная региональная программа, предусматривающая ликвидацию задолженности по обеспечению жильем детей-сирот в срок до 2030 года, на текущий момент не оказывает должного влияния на ее снижение. Так, по состоянию на 1 января 2025 года численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по отношению к 1 января 2023 года (1590 чел) увеличилось на 13% и составило 1 799 человек.

Отмечается недостаточное планирование мероприятий и слабое взаимодействие между ответственными министерствами и органами местного самоуправления.

Основная проблема – нехватка финансирования. Основная нагрузка (от 74,5% до 90,6%) ложится на региональный бюджет, доля федеральной субсидии составляет от 9,4% до 25,5%.

В соответствии с Законом о бюджете РС (Я) в 2024 и в 2025 году по отношению к 2023 году (1 346 млн. рублей) объемы бюджетных ассигнований снижены порядка на 38% и составили 840 млн. рублей в 2024 году, 849 млн. рублей в 2025 году.

- За 2023–2024 годы жильем обеспечено 690 человек. Однако темпы обеспечения отстают от темпов роста очереди.

- В условиях существующего недостаточного финансирования обеспечения для полного погашения задолженности перед детьми-сиротами потребуется более 13 лет.

В результате, существуют риски не достижения показателей результативности обеспечения в рамках реализации программы ликвидации до 2030 года образовавшейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

- В республике с использованием выданных сертификатов и региональных выплат жилые помещения (квартиры) в 2023–2024 годах приобрели 219 человек. Анализ показал, что, исходя из численности детей-сирот в возрасте старше 23 лет, имеется потенциал для снижения задолженности по обеспечению их жильем за счет использования сертификатов. Вместе с тем выданные сертификаты детям-сиротам в возрасте старше 23 лет не были реализованы в том году, в котором были выданы, в том числе в связи с неограниченным сроком возможности приобретения жилья с его применением, установленным законодательством региона, либо его бессрочным действием. Указанная ситуация формирует риски неполного освоения предусмотренных бюджетных ассигнований на данные цели в отчетном году.

- В 2023 году с использованием сертификатов обеспечено 32,9% детей-сирот, в 2024 году – 31,8%. В целом по республике применение сертификатов не привело к значительному сокращению очереди, за исключением нескольких муниципальных районов.

- В Республике Саха (Якутия) полное освоение субвенций сложилось не во всех муниципальных образованиях. Неиспользованный остаток субвенций в 2023 году составил 294,4 млн рублей, в 2024 году – 13,6 млн рублей.

При наличии неиспользованного на конец года остатка субвенций не достигнут результат по обеспечению жильем 80 детей-сирот в 12 муниципальных образованиях, установленный в заключенных с органами местного управления соглашениях, что свидетельствует о неэффективном использовании средств субвенции. Причины неосвоения средств: срывы сроков строительства подрядчиками, несостоявшиеся торги, нереализованные сертификаты.

- Зафиксированы случаи неэкономного расходования средств при покупке жилья по сертификатам по завышенной цене (Верхоянский, Сунтарский районы).

- Органы опеки некоторых районов (Намский, Верхневилюйский, Алданский) несвоевременно включали детей-сирот в списки на жилье, что вынуждало их обращаться в суд.

В ряде муниципалитетов не обеспечен контроль за сохранностью специализированного жилищного фонда для детей-сирот, (наибольшее количество нарушений в Алданском, Вилюйском районах).

- В нарушение требований Правил №42 большинство муниципальных образований Республики Саха (Якутия) решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не направляли.

В результате на 1 июня 2025 года в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрирована принадлежность к специализированным жилым помещениям для детей-сирот, приобретенных в муниципальную собственность и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в отношении 448 жилых помещений.

- В Республике Саха (Якутия) установлены факты проживания детей-сирот в многоквартирных домах, признанных аварийными и не пригодными для проживания. Квартиры в указанных домах были предоставлены 62 детям-сиротам в 2013–2021 годах до признания их аварийным жильем при отсутствии регламентированных требований к жилым помещениям по их износу. Из 62 детей-сирот, проживающих в аварийных жилых домах, по решению суда предоставлено новое жилье 12 детям-сиротам. Меры по переселению из аварийного жилого фонда в отношении остальных 50 детей-сирот органами государственной власти и органами местного управления до настоящего времени не приняты.

Всего по итогам проверки установлено нарушений и недостатков в объеме 324,3 млн рублей (850 случаев), из них: неэффективное использование бюджетных средств 313,6 млн рублей (63 случая); нарушения ведения бухгалтерского учета на сумму 10,7 млн рублей (14 случаев); 141 случаев нарушений законодательства в области предоставления субвенции; 26 случаев нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок.

Фото из тгк @sakhaday