И.о. председателя Госкомцен Николай Бочков и участники круглого стола считают, что одним из значимых факторов снижения цен на топливо, безусловно, будет строительство моста через Лену и расширение пропускной способности Восточного полигона железной дороги РЖД и пропускной способности железных дорог Якутии, сообщает пресс-служба ведомства. Проблему обсудили на мероприятии, организованном ОНФ. Однако выводы участников круглого стола никак не связаны с причинами роста цен на топливо и решение, которое они предлагают не может повлиять на стоимость топлива для конечного потребителя.
— Увеличение пропускной способности в логистике позволит уменьшить сезонные расходы на перевозки, ускорить доставку грузов по ЖД, и перейти к большей доли продажи «с колес». Это поможет улучшить ситуацию для Южной и Центральной Якутии, — говорится в пресс-релизе.
Как сообщает Госкомцен, снижение стоимости ГСМ стоит ожидать при реализации федерального закона о северном завозе. Ведомство возглагает большие надежды на то, что субсидирование расходов единого оператора может привести к стабилизации цен.
Рост цен топлива на бирже провоцирует подорожание бензина в розницу. По данным Росстата, к середине июля цены на заправках выросли на 3,6% по сравнению с началом года при накопленной инфляции в 3,15%. Тогда в Якутске бензин стал дороже на 4,5 руб. Во второй раз цены на топливо изменились в октябре. Бензин подорожал на 6-8 рублей.
Проблему роста цен невозможно решить с помощью выводов, которые делает Госкомцен Якутии. Ключевыми причинами роста цен, который продолжается уже несколько месяцев и активизировался в сентябре, выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, поясняет «Коммерсантъ».
Демпфер, механизм, смягчающий колебания цены на тот или иной товар на внутреннем рынке, урезали вдвое ради бюджетной экономии. Такой механизм в нефтеперерабатывающей отрасли действует с 2019 года. Нефтяники сдерживают цены на бензин, а российское правительство компенсирует сумму, которую они теряют. Если же цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. За июнь 2023 года, например, нефтекомпании получили 76 млрд рублей субсидий. В сентябре нефтекомпании были лишены демпферных выплат.
Тогда же российское правительство, по информации «Коммерсанта», обсуждало введение запретительной пошлины на экспорт всех нефтепродуктов — $250 с тонны. Как посчитало издание, даже при вводе пошлины, выплате демпфера нефтяникам выгоднее экспортировать топливо при создавшейся внешней сырьевой конъюнктуре. Экспортная цена на дизтопливо, например, в середине сентября была равна 120 тысяч рублей за тонну, что на 50 тысяч дороже внутрироссийской.
В итоге вряд ли стоит ожидать снижения цен на АЗС, тем более неизвестно, когда начнут строительство Ленского моста и начнут ли. Напротив топливо может дорожать быстрее инфляции, если будет введен список спецэкспортеров для борьбы с серым экспортом. Указ о таком списке уже есть, но не подписан, а сам список не согласован, пишет «Коммерсантъ».