29 июля Чурапчинский районный суд огласит приговор инженеру по охране и защите леса Чурапчинского филиала ГАУ «Якутлесресурс» Николаю Лукину. Он обвиняется в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Следствие считает, что из-за неверных решений руководителя тушения пожара Лукина погиб бульдозерист Элбаги Игитяну 11 августа 2021 года в местности «Мелджехси» Чурапчинского района.
За три дня до трагического случая Николай Лукин прибыл в эту местность с амгинского пожара. Руководителем тушения пожара (РПП), как он утверждает, сотрудник «Якутлесресурса» был назначен устно, через третье лицо. На одном из судебных заседаний, которые шли с 13 февраля 2022 года выяснилось, что приказ о назначении Лукина РПП был незаконным.
«Обвинением мне инкриминируется тот факт, что я, будучи РТП, допустил к тушению подчинённых мне людей без должной экипировки СИЗ, что и привело к гибели Игитяна. А также то, что я не проинструктировал о путях отхода при опасности. С этим я не согласен.
Во-первых, участники тушения не были мне подчинены, а предоставлены. Фактически, я заменил предыдущего РТП. Во-вторых, снабжение людей СИЗами — обязанность работодателей, которые привлекались не мной, а администрацией Чурапчинского района. И мобилизованные работали с теми СИЗами, что им были заранее розданы. Я не мог пойти против системы руководства. В-третьих, что касается путей отхода, мог ли я предвидеть изменение направления ветра? Конечно, же нет, это на грани фантастики или магии.
Ещё раз подчеркну: у Элбаги Игитяна было три реальных шанса остаться в живых. При этом он всё осознавал, не был в состоянии опьянения и т.д. При таких обстоятельствах, которые установлены судом, считаю, что его не спасли бы и средства защиты, если бы они были», — рассказал в интервью изданию «Сана олох» Николай Лукин.
«Я от всего сердца приношу искренние соболезнования родным и близким погибшего Элбаги Игитяна. В душе я раз за разом переживаю по поводу его смерти. При этом периодически задаю себе вопрос: «Мог ли я лично этого не допустить?» И не могу найти ответа как для себя, так и в материалах уголовного дела. Я сам тогда едва не погиб, но кого это волнует? Считаю, что судом однозначно установлено: Игитян, к сожалению, трижды не внял предупреждениям от подходивших к нему людей об эвакуации.
Он трижды имел возможность выйти из пожароопасной зоны вместе с бульдозером, а впоследствии и пешком, оставив машину. Но он не внял предупреждениям. И это привело к трагедии, которая была расценена как геройство. А ведь человек всегда самостоятелен в выборе своей судьбы. Жаль, что решение Игитяна в той экстремальной ситуации было неверным», — считает подсудимый.
Гособвинитель просит назначить ему наказание в виде два года лишения свободы в колонии-поселении. Николай Лукин вину не признает. Он просит вынести ему оправдательный приговор.
«Конечно, смерть любого человека — трагедия, но в данном случае считаю, что это не преступление с моей стороны. Если Игитян признан героем, заслужившим награду, то почему я должен быть признан преступником, а он — жертвой преступления?», — считает инженер по охране и защите леса Чурапчинского филиала ГАУ «Якутлесресурс».
Указом главы Якутии Элбаги Игитян посмертно награжден знаком «Гражданская доблесть».