Жительница Чурапчинского улуса подала в суд и оспорила действия нотариуса, который заверил долг в 136,5 тысяч рублей по кредитному договору со Сбербанком. Женщина сообщила, что она не оформляла кредит, а стала жертвой мошенников. Банк считает, что факт возбуждения уголовного дела о мошенничестве не указывает на то, что должник заключила кредитный договор принудительно.
Как именно якутянка стала жертвой обмана, в судебном определении не поясняется. Женщина в исковом заявлении написала, что кредит в Сбербанке не оформляла.
— Стала жертвой мошенников, данный факт подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ в отношении неустановленного лица, в ходе расследования которого она признана потерпевшей, — говорится в постановлении Чурапчинского районного суда.
Однако Сбербанк считает, что «факт возбуждения уголовного дела по факту якобы хищения денежных средств у заявителя не имеет правового значения, не указывают на факт отсутствия воли заявителя на заключение оспариваемого кредитного договора».
На этом основании банк обратился к нотариусу, чтобы принудительно взыскать задолженность в размере 136,5 тысяч рублей, из которого 118,5 тысяч рублей — сумма кредита.
Нотариус в Чурапчинском улусе заверил договор по кредиту. Якутянка с этим не согласна и обратилась в суд.
Чурапчинский районный суд отказал ей в иске. Суд считает, что женщина не оспаривала кредитный договор.
— Данные о том, что в пакете документов, представленных банком нотариусу, имелись обращения должника, возражавшего против выставленной ему задолженности, либо должник обратился непосредственно к нотариусу с возражениями против вынесения исполнительной надписи, в материалах дела отсутствуют, — сообщает суд.
Жительница Чурапчинского улуса с решением суда не согласна. Она обжаловала его в Верховном суде Якутии. Апелляционная жалоба рассматривается сегодня, 14 августа.
За 2023 год жертвами мошенников стали более 2,6 тысяч якутян. Злоумышленники украли у жителей республики 869 миллионов рублей, а в 2022 году — 583 миллиона рублей.
По словам первого зампрокурора Якутии Сергея Губина, по сравнению с 2022 годом в 2023 году число совершенных преступлений выросло на 28%.
Правоохранительные органы разными способами борются с дистанционным мошенничеством. Однако видимых результатов не достигнуто. Каждый день количество обманутых якутян и сумма ущерба растет. Например, за прошедшие сутки у двух человек похищено путем обмана свыше 500 тыс. руб., злоумышленники использовали схемы «инвестиции», «звонок сотрудника сотового оператора».