13 февраля Якутия планирует подписать концессионное соглашение на строительство моста через Лену. Мост обязуется построить ООО «Восьмая концессионная компания» - консорциум госкорпорации «Ростех» и группы «ВИС». Из-за разнородной информации о стоимости моста и отсутствия конкретных данных источников финансирования его строительства в сети поднялось активное обсуждение предстоящей мегастройки. Некоторые участники уверены, что проект вгонит республику в долги и лишит 25% пакета акций АЛРОСА.
10 февраля зампред правительства Якутии Кирилл Бычков анонсировал подписание концессионного соглашения между республикой и ООО «Восьмая концессионная компания».
"На настоящий момент стоимость строительства предварительно определена в объёме около 64 млрд рублей. Соотношение финансирования на сегодняшний момент – 85% за счёт капитального гранта, основная часть которого из федерального бюджета, и небольшая часть – около 10% – из бюджета республики", - рассказал он и заверил, что если федеральные средства не поступят, то концессионное соглашение будет расторгнуто.
Но через сутки по неизвестным причинам релиз с заявлением вице-премьера был удален с официального портала правительства и информагентства ЯСИА.
Премьер правительства Якутии Владимир Солодов в своем интервью озвучивает иные цифры.
"Общие затраты на мост составляют 83,4 млрд рублей, из них 63,9 млрд – это стоимость строительно-монтажных работ, 13 млрд – НДС и 6,5 млрд – прочие расходы на стадии строительства и проектно-сметной документации (выплата процентов, страхование, банковская гарантия и т.д.). По источникам финансирования эти 83,4 млрд рублей делятся следующим образом: 29,1 млрд – средства частного инвестора, 54,3 млрд – государства. Из бюджетных средств 47,9 млрд вкладывает федеральный центр, 6,4 – субъект. А средства инвестора возвращаются равными платежами в период эксплуатации, они не сконцентрированы в период строительства", - говорит председатель правительства и уточняет, что инвестор возвращает себе сумму, равную стоимости затрат на строительство моста.
Солодов сообщает, что проект моста через Лену включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры РФ и будет включен в федеральный бюджет 2021 года. А в этом году инвестор начнет проектные работы на свои средства.
Журналист Владимир Нифонтов пишет, что по условиям концессионного соглашения источник финансирования строительства - исключительно бюджет Якутии.
"С какой стати федеральный бюджет должен финансировать региональные хотелки? Поэтому, в полном соответствии с законом, в тексте документа нет юридически обязывающего пункта об обязанности федерального бюджета выделить деньги на строительство моста. В соглашении только предусмотрена возможность такого финансирования. Цитирую пункт 27.4 КС дословно: «Источником финансового обеспечения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) могут являться межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе, на осуществление государственной поддержки региональных проектов в сфере дорожного хозяйства, в том числе, реализуемые на основе концессионных соглашений. В этом случае Концедент обязуется заключить соглашение с распорядителем бюджетных средств, необходимое для получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позднее «01» марта 2021 года, а также представить все требующиеся документы».
Как видите, никаких обязательств федерального центра по выделению федерального гранта нет. Да и быть не может – Правительство РФ, в отличие от Правительства РС(Я), бумаги не подписывает и, соответственно, стороной по договору не является. Поэтому – никаких обязательств. От слова «совсем». В случае чего, якутскому бюджету придется расхлебывать все последствия самостоятельно и за свой счет", - сообщает журналист в своем материале.
Он уточняет, что затраты ООО «Восьмая концессионная компания» на проектирование моста составят 998,7 млн рублей. В случае прекращения концессионного соглашения Якутия должна будет выплатить инвестору компенсацию и неустойку, размер которой составляет 200 тысяч рублей в день. Он напомнил, что подобное соглашение на строительство железной дороги в ЯНАО было досрочно прекращено, и по нему регион был обязан выплатить ВИС 937,3 млн рублей.
Кабальным и вгоняющим в долги республику соглашение с "Ростех" и группой "ВИС" называет политик Эрнст Березкин. Он напомнил, что в 2010 году республике удалось заключить соглашение с федеральным центром на строительство моста на 50 млрд рублей.
"И это были федеральные средства. Но глава Якутии Егор Борисов написал письмо Путину о том, что проект не проработанный, мост должен быть совмещенным", - говорит политик.
Группа "ВИС" - актив компании «Газэнергомонтаж». С 2015 года строит в Якутске четыре школы, пять детсадов, два центра дополнительного образования и Дом культуры. Затраты на строительство стороны соглашения о ГЧП оценили в 7,5 млрд рублей. Из-за арендных платежей застройщику строительство 12 объектов обойдется бюджетам республики и Якутска в 15 млрд рублей.
Кроме того, "ВИС" планирует построить в Якутске Арктический культурный центр, стоимостью 18,5 млрд рублей. Деньги частный подрядчик начнет получать с этого года. Для этого в республиканском бюджете заложены 663 млн рублей. В 2021 году правительство направит частному партнеру 1,2 млрд, в 2022 — 1,9 млрд рублей. С момента ввода кластера до 2030 года на техническое обслуживание зданий республика предоставит 1,7 млрд рублей. А с 2023 года республика направит частному партнеру 13,1 млрд рублей на возмещение финансовых затрат, направленных на строительство учреждений культуры.
Бенефициарами группы "ВИС" в специализированной базе данных указаны Дмитрий Рябов и Игорь Снегуров. Рябов числится гендиректором «ТЭК-Мосэнерго», которую Аркадий Ротенберг после попадания в санкционные списки продал своему сыну. Участник консорциума - "Ростех" - крупная государственная корпорация, которой руководит Сергей Чемезов. По информации СМИ, он входит в близкое окружение президента страны Владимира Путина.