Сырье на хлебную продукцию выросло до 70%, себестоимость школьных обедов превысила заложенную в бюджете, отгрузка продовольствия встала из-за нехватки вагонов. Что сейчас происходит на рынке продовольствия, как китайская картошка привязана к доллару, открывают ли западные санкции новые возможности для местных товаропроизводителей — мы попросили рассказать предпринимателя, экономиста и финансиста.
У бизнеса не хватает свободных денег
У местных товаропроизводителей и бизнеса в сфере общепита не хватает оборотных средств, чтобы закупиться сырьем перед закрытием автозимника через реку Лену, расcказала Sakhaday руководитель Ассоциации гостеприимства Якутии Татьяна Тымырова. У многих предпринимателей образовался огромный кассовый разрыв из-за того, что поставщики требуют стопроцентную предоплату по товарам. Сырье за счет импортных компонентов подорожало на 30-70%. «Если раньше мы могли отгружаться с отсрочкой платежа, то теперь все требуют предоплату. Из-за этого у нас денежный коллапс по платежам. А у нас всего 21 день, чтобы успеть доставить товар до закрытия переправы», — говорит Тымырова.
На этой неделе люди массово начали закупаться продуктами на оптовых базах, что привело к тому, что сахар стал дефицитным товаром для местных кондитерских цехов. Кроме того, повысилась его отпускная цена до 74 рублей. Сахар и другие продукты идут в республику с большими задержками из-за проблем с отгрузкой — не хватает вагонов, говорит Татьяна Тымырова. Этот вопрос республиканское правительство уже решает с РЖД, сообщает пресс-служба главы и правительства со ссылкой на премьера Якутии Андрея Тарасенко.
Рост цен на продукты повлияет на бесплатные обеды в школах и питание в детсадах, говорит Татьяна Тымырова. На организацию горячим питанием в бюджете заложены средства, исходя из стоимости обеда на одного ребенка в 54 рубля в муниципальном бюджете, а таже 92 рублей по федеральной программе.
Сейчас эти деньги не отвечают меню, рекомендованному Роспотребнадзором, и организаторы школьного питания заявляют о невозможности обеспечить заключенные госконтракты, рассказывает Татьяна Тымырова. «Муниципальные детские сады, может быть, и выживут. Но есть частные детские сады, у которых питание из расчета 115 рублей на одного ребенка. У них могут возникнуть сложности с тем, как прокормить детей. Это очень серьезный вопрос, требующий решения», — отмечает представитель отрасли.
Ожидаются сокращения работников
Выросла и себестоимость ресторанных и блюд по доставке. Если общепит ранее закупал, например, семгу по 900 рублей, то теперь она стоит 1300-1400 рублей. Но если даже в меню местных кафе и ресторанов незначительное присутствие блюд с импортными ингредиентами, повышение их стоимости неизбежно. В эти дни цены на местное мясо и рыбу выросли на 30%, говорит Тымырова. «Эта неделя очень непонятная. Что будет дальше, тоже неизвестно. Рост цен на сырье вынуждает нас, бизнес, повышать стоимость меню. На следующей неделе будет резкий скачок цен», — предполагает она.
Бизнесу придется лавировать между возможным и невозможным, и, как говорит Татьяна Тымырова, выживать в создавшихся условиях. Некоторым рестораторам придется пересмотреть концепцию заведения, а другим ничего не останется как закрыть бизнес. Это неизбежно приведет к росту безработицы. Сейчас в сфере гостеприимства занято 20 тысяч якутян.
«Придется готовить из тех продуктов, которые завезут оптовики, разрабатывать антикризисные меню. Нам надо сохранить гостей, штат сотрудников, вовремя оплачивать кредиты и налоги. Мы будем выживать. И, конечно, вывезти бизнес становится тяжело. У людей уже сейчас кассовые разрывы, нет денег закупить сырье, потому некоторые уже начали сокращать штат», — говорит руководитель Ассоциации гостеприимства Якутии.
Как говорит Татьяна Тымырова, правительству сейчас необходимо разработать комплекс мер для поддержки бизнеса, первоочередным из которых — выдача беспроцентных кредитов на закупку товаров в преддверии закрытия переправы.
Егор Борисов ошибается
О необходимости прямой финансовой помощи отраслевым предприятиям говорит и экономист, пожелавший сохранить анонимность. В текущей абсолютно неординарной ситуации предпринимателям, предприятиям пищевой промышленности необходимо будет восполнять свои оборотные запасы уже по новым ценам с привлечением кредитных ресурсов по ставкам 24-25 процентов годовых, потому правительству, по его мнению, необходимо оказать им поддержку.
Эксперт говорит, что запасов продовольствия, о котором недавно сказал сенатор Егор Борисов, не существует. Он, скорее всего, имел ввиду небольшой запас товаров, который предприниматели хранят в оптовых складах в Нижнем Бестяхе или Якутске, объясняет специалист.
«Госзапасов и госрезерва продовольствия нет», — говорит экономист. Государство завозит продукты только в арктические районы, этим занимается организация «Якутопторг», и северные районы на первое время могут быть обеспечены продовольственными товарами, поскольку в марте заканчивается отгрузка товаров по северному завозу.
Завозом продовольствия в остальные районы республики занимаются коммерческие организации. Возможно, они имеют какой-то запас продуктов, рассчитанный на короткий период, когда закрывается переправа через реку Лена. Предприниматели стараются предусмотреть, чтобы не было сбоя при поставке товаров. Но если какие-то виды продукции не успевают завезти, то рядовой покупатель это сразу чувствует — происходит рост цен на эти продукты, объясняет наш собеседник.
О недостаточном запасе продовольствия ранее говорил и предприниматель Афанасий Алексеев, организовавший добровольческий штаб во время тушения лесных пожаров.
«В целом, я понял за это лето, насколько у нас продовольственная безопасность хрупкая. Дело в том, что оптовые базы в конце сезона, а мы закупались большими партиями, отказались отпускать продукты, сказали, нам уже нечего будет продавать населению. Если бы сезон продержался еще недели две, то пришлось бы тушенку возить самолетами», — рассказал он.
В нынешней ситуации, по словам экономиста, ожидается рост цен на продовольствие опережающими темпами, поскольку большая часть продуктов, если даже они производятся внутри страны, имеют валютную составляющую. «Рост цен будет идти с опережением. И не на 10 и даже не на 20 процентов, а гораздо выше, — говорит эксперт. — Это связано с транспортными издержками, удорожанием запчастей. У нас даже "Камазы" состоят из импортных деталей». Некоторые группы товаров, такие как кофе, оливковое масло, оливки, морепродукты, сливочное масло, плавленый сыр, производимые финскими и польскими компаниями, макароны импортного производства окончательно исчезнут с прилавков магазинов.
Китайская картошка тоже привязана к доллару
Местные сельхозпроизводители обеспечивают республику товарами на 20-25%, большая часть продуктов завозится из вне, говорит эксперт.
«Если даже и рассчитывать на поставку китайской картошки и моркови, то и их стоимость привязана к доллару. Наши коммерсанты будут ездить за ними с рублями, а конвертировать в юани в зависимости от курса юаня к доллару», — объясняет он. За последние десять дней юань стал дороже на пять рублей, а за сутки — почти на два рубля.
Сейчас, по мнению эксперта, правительству республики следует направить средства «Якутопторгу», чтобы госструктура успела обеспечить завоз продовольствия не только в северные, но и в центральные районы. «У нее есть свои пункты перевалки, налаженная логистика. У бизнеса при всем желании не получится обеспечить республику необходимым продовольствием. Оптовики действуют в пределах своих возможностей, которые, по сравнению с госучреждением, более узкие», — считает экономист.
Наш собеседник выражает неутешительные ожидания от создавшейся ситуации. По его мнению, уровень жизни в стране будет гораздо хуже, чем это было в 1990-е. «Тогда были перспективы на улучшение жизни, был свет в конце туннеля. Сейчас мы летим в обратном направлении. И не будет помощи от Международного валютного фонда, никакой гуманитарной помощи, "ножек Буша" и спирта "Рояль". Ничего этого не будет», — резюмирует эксперт.
Будет больше суррогата на продовольственном рынке
Такие же выводы делает финансист, политик Эрнст Березкин, занимавший пост министра финансов и зампреда республики в 90-х и 2000-х годах. Западные санкции приведут к сокращению розничной торговли и сферы услуг, что приведет к росту безработных и бедных, прогнозирует Березкин.
«Тут даже дело не в том, что, например, Италия запретит поставку одежды и обуви, а в том, что и цена их товаров станет неподъемной для наших карманов, и отсутствие авиационного сообщения не позволит осуществлять мелкооптовые поставки. Сократятся в разы доходы кинотеатров. Местными или китайскими фильмами прежнее количество зрителей не наберут, — говорит эксперт. — Жалко, что судьба авиакомпании "Якутия" на волоске. Её закрытие повлечёт за собой увольнение в никуда сотен работников. Лекарств уже не хватает даже у стоматологов. Магазины уже объявляют о предстоящем закрытии. Тут в соцсетях слышны радостные крики о том, что Apple ушёл с российского рынка. Но он и закрыл сотни своих магазинов, сократил сотни рабочих мест. А куда люди пойдут? В охранники? У нас и так вся страна охранников и полицейских».
Придется экономить на всем
Эрнст Березкин скептически относится к заявлениям об открывшихся из-за западных санкций новых возможностях для местного товаропроизводства. «В страну сейчас и так идёт поток самого низкокачественного продовольствия со всего мира, начиная с пальмового масла, лежалой годами кенгурятины и т.п. Сейчас с падением доходов населения этот поток ещё увеличится. Местное масло за 1000 рублей килограмм вряд ли уволенные стюардессы, продавцы магазинов итальянской обуви будут покупать. Рынок местной продукции ещё скукожится, — рассуждает эксперт. — Сельское хозяйство в Якутии деградирует. Всё меньше закупается сельскохозяйственная техника. Цены на нее уже в прошлом году из-за роста цен на металл выросли на 70%. А сейчас заводы даже цены не озвучивают».
«Простому человеку надо реально сократить своё потребление. Экономить на всём. Закупиться продуктами на годы не получится. Они уже подорожали, ещё подорожают и станут дефицитными. А готовиться всегда нужно к худшему варианту», — говорит он.
Власти Якутии сообщили, что принимаются оперативные меры по пополнению запасов и сдерживанию цен. Представители торговых предприятий, реализующих товары в республике, отмечают отсутствие ажиотажного спроса на продукты, на складах имеется достаточный запас. Торговые предприятия закупили товары с учетом сроков закрытия переправы, но необходимо принять предупреждающие меры по фиксированию тарифа на завоз по переправе, сообщает пресс-служба главы и правительства республики.