В Якутске двум детям-инвалидам отказали в приеме в детсад
Этой осенью двоих детей, получивших путевки в детский сад «Умка» города Якутска, отказались принимать в дошкольное учреждение. Впрочем, заведующая детского сада Людмила Костив утверждает, что «детей не вывели», и в приеме им никто не отказывал. Реальность же такова, что одному ребенку отказали в приеме, ознакомившись с индивидуальной программой реабилитации. Второго ребенка вывели, когда он получил инвалидность. SakhaDay побеседовал с обоими семьями.
Четырехлетний Афоня попал в «Умку» по обмену. Вначале он получил путевку в детсад «Кэскил», который находился на другом конце города. Афоня – инвалид детства с неврологическим диагнозом. Об этом родители заблаговременно предупредили заведующую. Папа Афони помогал обустраивать детский сад, был подписан договор. Но мальчик в детский сад так и не пошел.
Как только руководство ознакомилось с ИПР (индивидуальной программой развития ребенка», то сразу отказало в приеме. Что же такого было написано в документе, прилагаемом к справке об инвалидности? Сразу поясним, что ИПР носит рекомендательный характер. К примеру, если там указано санаторно-курортное лечение, то государство эту рекомендацию исполнять не спешит: детям из Якутии редко удается съездить в лечебный санаторий.
В ИПР Афони было рекомендовано посещать коррекционную группу. Абсурд ситуации в том, что этих групп в детских садах Якутска нет. И если ретиво исполнять рекомендацию, то это равносильно указанию не посещать детское общеобразовательное учреждение.
Тем не менее, рекомендация врача стала причиной отказа в посещении детского сада.
«Афоня посещает детские сады с двух лет, - говорит SakhaDay Ольга, мама мальчика. – Поэтому я очень удивилась этому. Я общаюсь с другими мамочками таких детей, и они все ходят в обычные сады. Никто им не отказывает в приеме.
К тому же на момент отказа у нас уже был оформлен договор, где было указано, что детский сад обязуется предоставить услуги по образованию. После отказа я обратилась с заявлением в дошкольный отдел мэрии Якутска. ДО поддержало позицию руководства детсада. Мне предложили на выбор несколько детсадов, которые находятся далеко от дома. Нам пришлось согласиться. Ввиду удаленности, они не такие переполненные».
Второй случай вывода ребенка из детского сада СМИ уже освещали.
Как радовалась семья Капитоновых, получив долгожданную путевку в государственный детский сад. Для них, воспитывающих полуторагодовалого ребенка, это была хорошая подмога. Знали бы они каким кошмаром это обернется для них.
Но обо всем по порядку. Капитоновы поступили в детсад в марте, а инвалидность им присвоили в июне. Два весенних месяца Ростислав посещал садик без каких-либо проблем. В садике Ростику очень нравилось, он общался с детьми, и никаких нареканий от воспитателей по поводу его поведения не было.
У Ростика уже был опыт пребывания в детсаду. До этого он ходил полгода в частный сад, и тоже без каких-либо замечаний. «Ростик подвижный, активный ребёнок. Для своего возраста физически очень развит, любит плавание и подвижные игры. Как и все дети, очень любопытный. Он любит, когда ему читают книги и любит обниматься. Также увлекается логическими играми, особенно пазлами», - рассказывает Юлия Капитонова.
Летом Ростиславу Капитонову присвоили инвалидность. И сразу же, в сентябре, когда садик открылся, мама принесла справку о новом статусе.
Как только Капитоновы сдали справку об инвалидности, их пригласили и предложили посещать группу кратковременного пребывания. Когда мама отказалась, то уже не церемонились – сказали, что вызовут на комиссию и оформят принудительный вывод.
«Директор вежливо пояснила, что специалистов нет, народу в саду много, мы должны понять. И также вежливо и спокойно сказала, что выведет ребенка из детсада», - вспоминает мама.
Дальше разговоры пошли отнюдь не вежливые. Во время всех этих споров администрация вела себя некорректно, всеми действиями давая понять, что Ростику не место в детсаду. Родители испытали огромный стресс. Как рассказала мама, диагноз ребенка оглашался всем – персоналу, родителям, журналистам.
«При этом в саду и психолог, и логопед были, а это, в принципе, основные наши специалисты, - пожимает плечами мама. – Я ведь и не просила логопедов и психолога с ним заниматься, хотя почему и нет, если есть специалисты. Но мы регулярно водим к своим, поэтому я не стала настаивать. Ребенок физически в норме, самообслуживается, не агрессивен. Ни разу мне воспитатель на него не жаловалась. Наш психолог, у которого мы наблюдаемся, сказала, что возраст нормальный, и вполне готов к коллективу. Ему ж учиться надо в команде работать, а он вечно один, даже и не знает, как с детьми играть. Все было хорошо, поэтому я удивилась такому повороту. Сказали, что якобы из-за моего ребёнка в группу никто не хочет идти работать».
С чем только не столкнулась Юля во время этого конфликта. Ее обвинили в сокрытии диагноза и в том, что она устроилась в детсад обманом.
«Когда мы поступали, у нас не было точного неврологического диагноза. В принципе мне незачем было его скрывать, и так заметно. При поступлении я и воспитателя предупредила, и заведующую. А потом оказалось, что я все скрыла-утаила, чтобы в сад проникнуть. Но зачем мне это, если со всеми этими диагнозами ребёнок имеет законное право ходить в сад», - сообщила Юлия журналисту SakhaDay.
Растерянная мама обратилась на сайт «Кремль.рф». Оттуда перенаправили обращение в Минобразования, и затем в дошкольный отдел управления образования мэрии. Но чиновники не заступились за маму и Ростислава.
«После обращения из дошкольного отдела мэрии, куда была направлена без нашего ведома медицинская карта ребенка, пришел ответ. В нем было написано, что в саду нет специалистов для того, чтобы работать с ребенком с таким диагнозом. Поэтому дальнейшее пребывание ребенка невозможно. Нам предложили группу кратковременного тоже только в другом саду. Также было написано, что все воспитатели сада прошли КПК по особым деткам», - говорит мама. И делает вывод: то есть они могли заниматься с такими детьми, но, по каким-то причинам, не хотели.
«Заведующая в комментариях местному телевидению сказала, что родители скрыли инвалидность. Но это не так. Также она сообщила, что якобы предложила сидеть с ребёнком мне в саду. Но этого не было», - переживает мама Ростислава.
Ростиславу повезло с мамой. Она добилась посещения другого садика. Там к Ростику относятся хорошо, есть специалисты, которые работают с такими детками. Вроде бы хороший финал грустной истории.
Но если бы мама не была такой настойчивой, то они бы остались просто за дверью детского учреждения.
***
Между тем, детей с инвалидностью в Якутске становится все больше. И такие ситуации будут повторяться снова и снова. Детей-инвалидов будут изгонять из детсадов, ставить в неловкое положение родителей, которым и так приходится непросто. В конце концов, ущемлять детей в их праве на получение образования.
При этом можно понять и позицию руководства детских общеобразовательных учреждений, которое говорит о переполненных группах и нехватке специалистов. (Разговор с директором детсада «Умка» Людмилой Костив мы опубликуем отдельно – прим.ред.)
Кто же виноват в такой ситуации? Дошкольные специалисты и родители особенных детей считают, что ответственность должны нести столичные власти, которые, выполняя указ о ликвидации очередей в детсады, забыли о самих детях.