Депутаты Ил Тумэна раскритиковали законопроект о введении штрафов за безбилетный проезд на городском транспорте Якутска. Правки в республиканский КоАП инициировала Якутская гордума. Гордума ловит мышей, в то время как горит изба, заявили старшие коллеги, не услышав ответ на вопрос, чем законодатели обосновали введение штрафных санкций. SD спросил у перевозчиков, насколько критична ситуация с оплатой проезда на городском транспорте.
По словам замруководителя НКО «Союз Авто» Антона Марданова, ежедневно водители автобусов выявляют на одном транспорте примерно 15 безбилетников и 25 горожан, пользующихся школьными картами или социальными картами своих родителей.
— В последнее время, как говорят водители, участились случаи, когда пожилые люди заявляют, что это их земля и они будут ездить бесплатно. Когда валидатор выходит из строя — это радость для пассажира. А молодежь показывает старый куар-код, — рассказал предприниматель на просьбу дать характеристику нарушителям.
Обоснование введения штрафов за безбилетный проезд депутаты Ил Тумэна пытались узнать у авторов инициативы. Однако вице-спикер Якутской гордумы Евдокия Евсикова не смогла привести четкие аргументы.
— Как вы собираетесь выявлять нарушителя, вы думали об этом? Это уникальный случай для Якутска, страны, и, может быть, в мире — как без билета поймать штрафника? Кто-то задумывался в думе? — спросил депутат Владимир Федоров.
Ответ Евсиковой о том, что соответствующее задание дано, процесс будет запущен после принятия закона, депутатов не удовлетворил. Парламентарии заявили, что городская администрация «бежит впереди телеги», а Якутская гордума «ловит мышей, в то время как горит изба». Сперва надо организовать пассажирские перевозки, а потом требовать что-то от пассажиров, высказали единодушное мнение депутаты.
Ил Тумэн посоветовал гордуме исследовать составляющие тарифа перевозок на городском транспорте, в котором, по мнению депутатов, 4-5% — оплата банку, а 10-12% — расходы на содержание НКО «Союз Авто». Антон Марданов отвергает наличие таких начислений в пользу некоммерческой организации.
По его словам, средняя стоимость проезда равна 28-30 рублей. Это экономически обоснованная цена, соглашается он. Однако не учитывает инфляцию и инвестиции в приобретение нового транспорта. Законодательное требование на обновление подвижного состава включено в новые соглашения городской администрации и перевозчиков.
Лизинговые платежи — неподъемные с нынешним тарифом на перевозку, сказал Марданов. По его словам, стоимость одного автобуса класса «Волга бас» равна 13 млн рублей. Частные перевозчики пока приобрели только 19 автобусов. Всего требуется обновить 250-300 машин.
Исходя из этого, ожидается новое повышение проезда на городском транспорте.