В первый рабочий день на 25-м маршруте ездит только один автобус. Об этом пишут участники группы «Автобус Якутск». Однако столичная мэрия опровергает это заявление. Горожане также жалуются на маршруты №2 и №7. Жители Якутска постоянно жалуются на работу общественного транспорта. Обещанная городской администрацией реформа в сфере пассажирских перевозок пока не начата. Проведена лишь исследовательская работа, за которую из городского бюджета направлено 26 млн рублей.
— Один автобус сегодня опять. Беспредел какой-то. Это сколько дней ездить на такси. Мэрия вообще что-то может сделать или нет. Или только руками разводит, — возмутилась в чате горожан жительница Якутска Ирина.
Другой пользователь добавил: «Со стороны Сайсар полз в сторону центра и пропал с радара». Гуля ответила им: «В Сайсарах высадил». Осталось неизвестным, единственный «25-й» сошел с линии или героически продолжает путь.
На прошлой неделе у 25-го маршрута были проблемы с несоблюдением графика движения. Об этом сообщил руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Эдуард Садовников. По его словам, причина создавшейся ситуации — в поломке транспорта.
Сегодня утром горожане также пожаловались на работу маршрутов №2 и 7. Мария написала, что «двойка» подъехала к остановке микрорайона Птицефабрика не в семь часов, а только через 13 минут ожидания на морозе. На улице дубак, а они ездят как хотят, заметила горожанка.
20-25 минут прождали пассажиры автобус №7. Об этом сообщили в чате две горожанки. — Сегодня 25 минут ждали автобус №7 на Борисовке-1. Сказать, что замёрзли, это ничего не сказать! — написала Наталья.
В Якутске наблюдается коллапс в работе общественного транспорта. Основная проблема заключается в нехватке водителей. Несмотря на обещания мэрии предоставить общежитие, желающих работать на маршрутах не прибавилось. В декабре городская администрация попыталась разрешить проблему кардинальным способом. Был ликвидирован маршрут №8, изменена схема движения автобусов №1, 16.
Во время своей итоговой пресс-конференции мэр города Егений Григорьев сказал, что переход на брутто-контракты будет постепенным и начнется с маршрута №1.
На сегодняшний день в пригородных автобусах не хватает 90 водителей, в городских более 200 человек. В связи с этим мэрия работает над тем, чтобы поднять престиж профессии.
— В условиях кадрового голода мы будем стараться привлечь больше людей работать водителями. Эту профессию не может заменить искусственный интеллект. К сожалению, в предыдущие годы в данном направлении не велась работа, — заявил Евгений Григорьев.
ЯПАК будет предоставлять общежитие для иногородних водителей. И санаторно-курортное лечение для всех сотрудников. Сейчас зарплата водителя автобуса составляет около 100 тыс руб, имеется полный соцпакет.
В декабре прошлого года частные перевозчики предложили повысить стоимость проезда на общественном транспорте до 50 рублей за наличный расчет. Мэр Якутска Евгений Григорьев кардинально не был против этого предложения. По его словам, такое решение будет способствовать полноценному переходу на транспортные карты и другие виды безналичного расчета.
С января 2023 года проезд в городских автобусах подорожал во второй раз с 2021 года. Оплата за наличный расчет повысилась сразу на 7 рублей и равна 40 рублям. Рост оплаты за проезд не сказывается на содержание транспорта и улучшение качество обслуживания на маршрутах.
За исключением нескольких новых автобусов, полученных в рамках 100-летия республики, в Якутске продолжают ездить старые ПАЗики с грязными, холодными зимой, душными летом салонами, со сломанными сидениями, нерадивыми водителями, которые часто нарушают график движения и нередко выставляют виноватыми пассажиров в неисправности валидаторов, требуя грубо оплатить проезд наличными деньгами или сделать банковский перевод.
При этом с 2022 года перевозчики пользуются льготами и платят налоги по ставке 2,7% с «доходов» или 6,7% с «доходов минус расходы». Мэрия Якутска сохранила эти льготные ставки для них до 2026 года.
О предстоящей реформе в сфере пассажирских перевозок Якутска Sakhaday писал в конце марта 2022 года. Переформатировать столичную систему общественного транспорта предлагает ГК «Меттэм-Транспорт», заключив концессионное соглашение с городской администрацией. Предварительно затраты на реформу оценены в 3,5 млрд рублей. Но окончательные подсчеты будут сделаны по итогам комплексного исследования транспортной инфраструктуры.
Это исследование стоимостью 26 млн рублей завершено в марте 2023 года. Результаты пока не обнародованы.