Туматы – очень сильный народ, люди с твердыми убеждениями, и зрители придут посмотреть не на якутских актеров, а увидеть, какие они, эти туматы, заявил директор Саха театра Петр Макаров 26 апреля на пресс-конференции, посвященной предстоящей премьере спектакля «Тулаайах о5о» якутского писателя Василия Яковлева-Далана в постановке главного режиссера Саха театра, заслуженного деятеля искусств Якутии Руслана Тараховского. Билеты были раскуплены без рекламы за четыре дня до показа, добавил директор.
Впервые
Как рассказал режиссер, в постановке приняли участие все актеры Саха театра. Примечательно, что в течении трех дней показа каждый раз в роли тех или иных персонажей играют разные актеры. С момента написания романа спектакль «Тулаайах о5о» поставлен впервые.
Роман «Тулаайах о5о» был написан в 1983 году и является первой попыткой освещения в художественной форме ранней истории якутского народа, написанный на основе устного народного творчества – исторических преданий и рассказов о заселении якутами бассейна реки Вилюй, о продвижении ими скотоводства и коневодства на Крайний Север. Как отмечают исследователи, для Далана нет истории вне народа и народа вне истории.
Тон уус, дьирикинэи, туматы
Итак, под динамичную, очень горячую музыку Хатылаевых на сцене появляются представители какого-то племени – воинственные, темпераментные, до того, что по телу пробежала дрожь! Вот это мощь, сила и пылкость! Аж дух перехватило! Такое начало задало тон всему спектаклю – столь безумно страстному, держащему до конца в экстазном напряжении.
По ходу пьесы становится понятно, что перед нами конфликтуют (большую часть времени) племена – дьирикинэйи, туматы, тон уус, саха. Как признался директор Петр Макаров, под туматами он подразумевал не только собственно туматов, но и дьирикинэй, тон уус. Не знающему исторических тонкостей человеку тут станет непонятно от слов директора. Но, не вдаваясь в исторические дебри, скажем лишь то, что историки дьирикинеев, тон уус тоже объединяют в одну группу - туматов. Кстати, по словам ученых, тон уус – это выдумка Далана и такого названия в реальности не было, существовали только тунгусы, что «тон уус» это этимология слова «тунгус». По словам ученого-антрополога Еремея Габышева, туматы пришли из Центральной Азии, и, скорее всего, являются тибетцами, и они вовсе не были воинственными и жесткими, просто их такими изображают.
Шитолицые
Кроме того, в спектакле предстали оригинальные люди – с наколками на лицах, тоже очень воинственные и жгучие. Интересно, кто они? По словам ученых, в Якутии во времена средневековья жили племена, которые имели обычай татуировки – их называли «шитолицые» или «тигиилээх сырайдар», которые, согласно историческим преданиям и легендам якутов, приняли участие в происхождении саха и эвенков.
Свои «лица прошивали» многие роды и племена Якутии, в том числе якуты, воины Тыгын Дархана, особенно часть, представленная чисто кангаласцами, пишут историки. Также такое украшательство характерно и отдельному племени туматов, живших рядом с шитыми лицами, и то, что тумат и дьирикинэи один и тот же народ, - результат смешения обособленной части туматов с племенем с шитыми лицами. Наколки были особенностью и тунгусов, отмечают историки. Этнограф Борис Долгих относил туматов к якутам, хотя часть историков принимает туматов за неякутское племя, уже оякученное к приходу русских казаков и перенявшее обряд татуировки у тунгусов. История историей, но простой зритель видит, как различные, чуждые друг другу племена тон уусов, туматов, дьирикинэйеев и якутов воют и воют между собой, хотя появляются связывающие факторы в установлении мира и согласия – это любовь, скотоводство, коневодство и кумыс.
Любовь навека
Отдельно хочется выделить безумно неистовую и необычную сцену соития девушки и «железного» воина двух совершенно враждующих племен, что тело горит, страсть, которая от начала до конца сопровождает спектакль, доходит до предела, что сзади сидевшие зрительницы прошептали: «Вот так надо!».
Но эта сцена, к великому сожалению, печальна и трагична. Нельзя предавать любовь! Но, как бывает нередко, сожаление, понимание и раскаяние приходят позже, а то и слишком запоздало… Эта сцена одна из тех, что вызвала слезы на глазах. Запомнившийся эпизод создал Руслан Тараховский, оттолкнувшись от работы известного якутского ювелира-художника Александра Манжуриева «Божий дар». Девушка предстала перед зрителями в очень интересном образе – птенчика, извиваясь словно змея. Оказывается, птенчик олицетворяет зачатие ребенка.
Во время обсуждений после просмотра спектакля литературоведы, историки и другие профессионалы отметили ряд исторических неточностей и несоответствия с произведением Далана. Чтобы это понять самому, как можно скорее нужно приступить к чтению этого шедеврального произведения! В историческом плане в постановке спектакля помогали профессор, доктор исторических наук Розалия Бравина и доктор исторических наук Андриан Борисов. По их мнению, туматы переданы со всей точностью. А в какие одежды были облачены все герои!
По мнению некоторых профессионалов, темперамент туматов, тон уус, дьирикинеев были переданы чисто по-якутски. Возможно, но на мой простой и в то же время «Булуу тонуhа» взгляд, их натура была изображена предельно реалистично. Саха соответствуют якутскому темпераменту – они спокойнее, мягче, хотя Тыгын Дархан – жесткий, грозный, но степенный. Актеры проделали сложнейшую работу! Как сказал в заключение один из присутствующих в обсуждении, спектакль показал действительно «глухой Вилюй».
Спектакль «Тулаайах о5о» – шедевр, который поставлен без особенных отличий от монументального романа. После «Желанный берег мой» это единственный спектакль, который так сильно затронул все струны души.