Недавно строящийся на 17-м квартале детсад (это в просторечии, на самом деле он войдет в территориальный образовательный комплекс, соединяющий в себе дошкольное учреждение и начальную школу) посетил вице-премьер республики Дмитрий Садовников, и, несмотря на то, что объект строится прямо-таки ударными темпами, упрекнул ответственных за строительство в промедлении расселения домов, которые нужно снести для расширения территории.
Как известно, под снос попали три дома – ул. Пионерская, 8/3, ул. Жорницкого, 40 и 42. Дома за №40 уже нет. Надо отметить, что он имел довольно печальную историю и назывался «трижды горевшим». Реально, он горел три раза. Если после первого пожара в нем оставались жильцы (сильно пострадал второй подъезд), то после еще одного им пришлось выехать, так как жить там было невозможно. А после этого он вспыхнул еще раз. К счастью, жертв не было, и полуобгоревший остов быстро стерли с лица земли.
В доме №42 остаются несколько квартир, участвующих в судебных разборках. Один жилец недоволен тем, что предлагаемая ему квартира меньше по «квадратам», нежели его старая. И еще одна семья недовольна выделяемой площадью.
На ул. Пионерской №8/3 идет одно судебное разбирательство. Жилец купил квартиру в ипотеку, а то, что дом является аварийным и подлежит сносу, в реестре сносимого жилья не было указано. Поэтому банк одобрил ипотеку и теперь квартира практически находится в залоге у него. И, пока судебное не закончится, дом будет стоять немым укором чиновникам, которые не оформили его как следует.
Теперь надо сказать о том, что участники нынешней программы переселения из ветхого и аварийного жилья в своем роде «везунчики», так как правительство страны готовит глобальные изменения в механизме переселения. Этот законопроект находится на завершающей стадии подготовки и, скорее всего, будет принят уже к осени сего года с тем, чтобы начать новую программу с новыми установками.
Разъяснять, какие точно будут изменения, никто не спешит. Но уже известно, что компенсации за изымаемое жилье будут ниже, а еще граждане будут доплачивать за более дорогое жилье. Что довольно странно звучит. Ведь самая дорогая «трешка» в частично-благоустроенном деревянном, да еще аварийном доме будет стоить от силы 800 тысяч, ну ладно, миллион. А самая дешевая «однушка» в новостройке 5-6 млн. Неужели владельцам придется доплачивать несколько миллионов?!
А компенсация за изымаемое жилье мало того, что будет меньше, из нее еще заберут деньги за снос дома. Вот так! К примеру, снос «двухэтажки» стоит примерно 2 миллиона (это по данным открытых торгов), делим на 16 квартир (типичный дом), получается, 125 тысяч с одной квартиры.
Меняются и подходы к переселению граждан из квартир в соцнайме. Приватизации не будет! То есть наниматель, получив новую квартиру, уже не сможет оформить ее в собственность бесплатно, он сможет только выкупить ее.
***
На 13 марта 2025 года в Якутии переселено 46,89 тыс. человек из аварийного жилья.
Конечно, подавляющее большинство из них счастливы и рады новому жилью, но, увы, среди них есть такие, которые столкнулись с новыми проблемами.
Марина В., пенсионерка, год назад переехала в мкр «Звездный» с 17-го квартала:
- Я не могу оплатить за жилищно-коммунальные услуги, не хватает совсем пенсии, здесь они дороже…
- Но ведь можно оформить субсидии?
- И даже с субсидиями мне не хватит денег, так как у меня хронические заболевания, мне нужно покупать лекарства, не все выдают бесплатно.
- Дети разве не могут помочь вам с оплатой ЖКУ? Простите, ведь они, если что, будут прямыми наследниками…
- У дочери своя семья, ипотека, дети, они сами с мужем от зарплаты до зарплаты живут, так что я решила, что буду продавать эту квартиру с тем, чтобы подобрать себе жилье подешевле и попроще.
Скорее всего, также на продажу выставит свою квартиру одинокий пенсионер, которому за долги отключили электроэнергию, и он вынужден порой готовить себе горячую еду на костре, который разводит на пустыре за домом…
Переселенцы – тема больная и неоднозначная, но все же, быть может, мы доживем до того времени, когда торжественно будет снесен последний ветхий дом…