Год назад в телеграм-чате «Независимые водители Якутска» состояли 2,5 тысячи горожан. Сейчас число подписчиков превышает 24 тысячи человек. Такой интерес к нелегальной услуге такси связан в первую очередь с ростом тарифов, на который сказалось несколько факторов. Это и ужесточение требований к работе водителя такси, повышение цен на бензин и общая инфляция, а также высокая востребованность такси по центру города. Ожидается дальнейший уход в тень услуги в сфере пассажирских перевозок — с 1 сентября таксисты должны получить разрешение на работу.
— Большая часть таксистов — 75% — не выполнила новые требования для работы с 1 сентября. К этому сроку водителям нужно оформить обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Но для этого они должны получить разрешение на работу в такси. Сегодня оно есть только у 25% водителей, в основном из Москвы, — пишут «Известия».
Эти изменения прописаны в федеральном законе о такси, действующем уже год. Согласно ему, водитель такси должен иметь статус самозанятого или ИП, проходить обязательное медицинское освидетельствование перед выходом на линию, а службы такси должны вести реестр учета водителей и авто.
Эти правила не соблюдаются, говорит водитель Андрей, который в 90-е работал «бомбилой», а позже долгое время в службе такси «Нонстоп».
— Я самозанятый, по налоговым платежам выходит немного. Это не такая большая проблема. Проблема в том, что эти прописанные в законе требования нерабочие. Кто нас в Якутске будет каждое утро проверять? Никто. Это в Москве, где есть большие таксопарки, могут себе позволить такие издержки, как услуга медработника, механика и так далее. А у нас то, что — с утра сел в машину и поехал таксовать, — рассказывает водитель.
По его мнению, на рост тарифов такси сказались не только ужесточение требований к работе и запрет мигрантам работать в сфере пассажирских перевозок, но и желание большинства водителей зарабатывать на поездках только по центру Якутска.
— Сейчас большая часть таксистов находится в серой зоне и не имеют возможности легализоваться. С 1 сентября сотрудники ГИБДД получат право проверять водителей на наличие полиса ОСГОП, которого у водителей в регионах, с высокой долей вероятности, не будет. Это только подтолкнет их покинуть рынок и сменить вид деятельности, что грозит дефицитом водителей, — цитируют «Известия» главу ассоциации пользователей цифровых платформ Валерия Корнеева.
В Якутске работают сервисы Drivee, «Максим», «Яндекс Go». Параллельно востребованным становится нелегальный способ перевозок. Это, когда пассажир обращается за услугой такси в телеграм-чат «Независимые водители Якутска». Количество подписчиков чата с 2,5 тысячи человек в июле прошлого года выросло до 24,1 тысячи.
Именно с аналогичной группы во ВКонтакте 12 лет назад началась история агрегатора такси InDrive. В новогодние каникулы 2012 года городские службы такси подняли стоимость поездки на 50%. Тогда студент Александр Павлов запустил сообщество «Независимые водители Якутска», в котором жители Якутска начали договариваться о поездках самостоятельно. За считанное время группа во ВКонтакте стала популярной. Ее и выкупил у создателя бизнесмен Арсен Томский, создал приложение для поездок и назвал его inDriver.