Верховенство Конституции Российской Федерации в обеспечении единства правового пространства

13:02 - 14.12.2018 / 760 просмотров

25 лет назад, 12 декабря 1993 года, была принята первая в истории страны демократическая Конституция Российской Федерации, которая признала высшей ценностью права человека и поставила на первое место демократические свободы и личные интересы граждан.

Конституция – это не просто декларация намерений. Этот документ для гражданина России – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – это путь к ликвидации правового нигилизма.

Обеспечение национальных интересов и национальной безопасности во внутриполитической сфере является главным условием и гарантией конституционного развития Российской Федерации.

Как указано в Концепции национальной безопасности во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят, в том числе, и в единстве правового пространства.

Обеспечение единства правового пространства в Российской Федерации - это одна из приоритетных задач государственной политики в сфере юстиции, способствующая обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации и прямого его действия на всей территории страны.

Проблема обеспечения единого правового пространства Российской Федерации, соблюдения принципа верховенства Конституции страны и, как следствие, состояние конституционной безопасности приобрели огромную значимость и стали одними из ключевых в сфере государственного строительства.

Обеспечение единства правового пространства, в первую очередь, заключается в обеспечении соответствия нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Исполнение данной государственной функции, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», возложено на Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы и структурные подразделения.

Единообразие понимания и применения законодательства в субъектах Российской Федерации должно обеспечиваться в соответствии с конституционными нормами, разграничивающими предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, это статьи 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации органами юстиции (территориальными органами Минюста России по субъекту Российской Федерации) проводится правовая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Проводится проверка полномочий субъекта Российской Федерации на регулирование тех или иных общественных отношений, компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие акта в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также рассматривается непосредственно сам акт на предмет наличия в нем положений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Необходимо понимать, что проведение правовой экспертизы указанных актов является не просто бюрократической процедурой, но, в первую очередь, инструментом обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации, инструментом недопущения ограничений прав граждан посредством принятия противоречащих федеральному законодательству региональных нормативных правовых актов.

С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», который установил, что в целях верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации создается федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которого осуществляется Минюстом России, Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия) планомерно осуществляется контроль за соблюдением в нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Доступ к базе данных федерального регистра нормативных правовых актов осуществляется через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Так, с 2000 года в базу данных федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации включено более 16 тысяч правовых актов, из них 11 тысяч действующих. Проведена правовая экспертиза более 15,5 тысяч нормативных правовых актов.

Таким образом, обеспечение единства правового пространства Российской Федерации - это комплекс мер, осуществляемых органами юстиции, направленный на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, Конституции Российской Федерации и федерального законодательства на всей территории Российской Федерации.