Депутаты законодательных органов регионов на площадке ГД обсудили: «Правовые основы регулирования процессов замещения импорта и структурных преобразований экономики России в условиях экономических и финансовых санкций». Парламентские слушания были организованы фракцией КПРФ в ГД ФС РФ 24 ноября 2022 года.
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), народный депутат республики Виктор Губарев выступил с докладом о состоянии в районах Арктической зоны Якутии и озвучил меры, которые могут решить проблемы в условиях экономических и финансовых санкций.
В 90-е годы в результате перестройки общественных, экономических, финансовых структурных преобразований существенно пострадал Север, Арктика.
В Якутии закрывались добывающие предприятия, рабочие поселки, транспортные организации. Начиная с 1990-х годов, из республики выехало более 300 тысяч человек. Население арктических районов сократилось наполовину.
Уровень жизни северян, реальные доходы значительно сократились, что привело к отсутствию привлекательности и стимулов для работы и жизни на Крайнем Севере. Принятые государственные решения по социально-экономическому развитию арктических территорий меняют ситуацию, но темпы их реализации, к сожалению, пока недостаточны.
Виктор Губарев обратил внимание собравшихся на парламентских слушаниях в Государственной Думе на следующие моменты.
В структуре экономики республики наибольшая доля приходится на предприятия промышленности, при этом 50 процентом регионального валового продукта достигается в добывающей промышленности. Наполняемость бюджета Республики существенно зависит от колебаний цен на сырьевых мировых рынках.
В настоящее время у предприятий горнодобывающей отрасли имеется большая потребность в запасных частях, комплектующих, расходных материалах и горной техники импортного производства. В условиях санкционного давления увеличилась не только стоимость, но и сроки поставки.
Импортозамещение и перспективы развития крупнейшего субъекта Российской Федерации связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов.
В последние годы с наращиванием объемов добычи угля, имеется огромный потенциал поставок якутского угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для ускоренного развития Республики необходимо развивать экспортно ориентированные отрасли экономики, международные транспортные коридоры, основанные на использовании транзитного потенциала Республики.
Наличие железной дороги 2Беркакит – Томмот – Якутск» с выходом на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали дает возможности для реализации новых инвестиционных проектов.
В первую очередь, это добыча и разработка перерабатывающих производств.
Строительство круглогодичного транспортного коридора, связывающего Восточную Сибирь через территорию Якутии с Магаданской областью к портам Охотского моря создаст условия для полноценной реализации проектов.
Ключевым проектом, при создании данного транспортного коридора является строительство моста через реку Лена в районе города Якутска. Ленский мост соединит, сформирует мощный транспортный узел на стыке трех федеральных автодорог, пяти региональных автодорог, Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, речного порта и международного аэропорта.
Круглогодичная транспортная доступность населения Республики возрастет кратно, с 20,9% до 70%. Не менее, чем на 4 млрд рублей ежегодно сократятся бюджетные затраты на «северный завоз». Эффект в виде роста ВРП оценивается в 2-3% ежегодно.
Для реализации данного проекта необходима поддержка Правительства Российской Федерации в доведении софинансирования за счет средств федерального бюджета до уровня не менее 50 процентов общего объема инвестиций и в определении источника финансирования первого транша средств федерального бюджета в 2023 году.
В зоне железной дороги «Нижний Бестях – Магадан», в Арктической зоне Якутии имеется более 140 месторождений золота, серебра, цинка, олова и других полезных ископаемых, запасы которых оцениваются более чем 5,2 трлн рублей.
Это Стратегические запасы России.
Должен отметить что в сложившейся ситуации при санкционно- экономической по сути блокаде страны, ускоренные превентивные меры по наращиванию запасов мобилизационно стратегических ресурсов страны должны быть приняты в первую очередь.
Это стабильное обеспечение сырьем промышленного производства и гарантированный запас экспортных поставок по сути валютный запас.
Предлагается поддержать поправки в Налоговый кодекс об установлении на десятилетний период с 1 января 2023 года инвестиционного налогового вычета по НДПИ при добыче олова на территории Дальнего Востока. И при этом учесть степень выработанный запасов не более 20 процентов и необходимость создания новых мощностей по получению готовой продукции.
При освоении золоторудного месторождения «Кючус» и строительства атомной станции малой мощности на базе РУ РИТМ-200Н ожидается значительное увеличение объемов перевозок на р.Яна до 200 тыс тонн. Потребуется выполнение дно углубительных работ и включение участков реки Яна «подходный канал – речной порт» и «затон речного порта «Усть-Куйга» в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
Предлагаем, Минтрансу России совместно с Росморречфлотом повторно рассмотреть вопрос включения участка реки Яна «подходный канал – речной порт» и «затон речного порта «Усть-куйга» в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации как особо важных.
В настоящее время эксплуатируется 13 земснарядов, тогда как в 80-90 годы привлекалось до 39 единиц.
Существующая потребность «Ленского бассейна» в новом дноуглубительном флоте до 2030 года составляет 8 земснарядов и 92 единиц вспомогательных судов.
Отмечу, что в текущих условиях, большинство предприятий золотодобывающей отрасли столкнулось с проблемой реализации золота, значительным снижением цены на этот металл. Сейчас она составляет чуть больше 3,400 руб/гр, при себестоимости добычи в ~ 3,800 руб./гр. Вследствие отсутствия реализации золота у золотодобывающих предприятий возникает недостаток оборотных средств.
Считаем необходимым установить государственный заказ и меры стимулирования и поддержки. Спасти отрасль, в которой занято 1 миллион человек может только государство
Предлагаю рассмотреть возможность, в том числе:
- Сокращения сроков таможенного оформления запасных частей, комплектующих, расходных материалов и горной техники импортного производства, для горнодобывающих предприятий в 2022-2023 годах;
- Переноса срока платежа НДПИ для предприятий, добывающих драгоценные металлы (золото, серебро, платина), до реализации добытого металла (начисление ежемесячно, оплата после реализации), но не более чем до 01.01.2024;
- Финансирования золотодобывающих предприятий в промсезон 2023 г. через механизм авансирования поставки аффинированного золота в Госфонд России.
Введенные санкции оказали влияние и на энергобезопасность республики. Так, поставка газовых турбин импортного производства, как и последующее обслуживание и ремонт стали невозможны для самой крупной станции республики Якутской ГРЭС-2.
В Центральном энерго районе республики уже с 2023 года возникает дефицит собственной генерации с покрытием за счет перетока электроэнергии из Объединенной энергосистемы Востока.
В целях обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения необходимо выработать и оказать меры государственной поддержки из федерального бюджета Планов мероприятий по замещению импортного генерирующего оборудования предприятий электроэнергетики Дальнего Востока.
Одной из основ суверенитета является обеспечение продовольственной безопасности.
В этих целях предлагается в законодательном порядке решить вопрос о строительстве резервного «Криохранилища семян растений» в толще многолетних мерзлых пород с использованием природного холода, в статусе Якутского филиала национального центра генетических ресурсов растений.
В настоящее время в связи с санкциями в отношении к России доступ во Всемирное семенохранилище на Шпицбергене (Норвегия) закрыт.
Предлагаемые меры помогут решить проблемы в условиях экономических и финансовых санкций.
Пресс-служба Ил Тумэна