1 октября из Москвы вернулась директор Приюта для безнадзорных собак (Якутск) Екатерина Рукавишникова. Она ездила на заседание круглого стола федерального партийного проекта «Защита животного мира» на тему «Региональные инициативы в сфере ответственного обращения с животными». Его провёл координатор проекта, депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов.
Говорили о многом. В основном обсуждали вопросы о том, как помочь приграничным и присоединенным территориям РФ, о пристройстве домашних животных, принадлежащих участникам СВО, о том, как работают приюты в регионах и многом другом, в том числе касающимся эффективности исполнения муниципальных контрактов в сфере ответственного обращения с животными.
"С властями хорошие отношения, мэр Якутска в курсе проблем"
Екатерина Сергеевна в своем выступлении рассказала о работе ПБЖ в Якутске. Она привела такую цифру: в 2021 году в столице нашей республики было отловлено порядка 5 тысяч безнадзорных животных, а в 2024-м – 2,5 тысячи. Самая «свежая» цифра (на 28 сентября 2025 года) – 1480 «отловленных». Сейчас, отметила директор, очень сложный период – переход от осени к зиме, очень много заявок (видимо, с окончанием дачного сезона), однако вряд ли отлов перевалит за 2,5 тысячи.
Далее она отметила, что «с властями у нас все наладилось, у нас хорошие отношения». К примеру, мэр Евгений Григорьев всегда в курсе проблем, всегда оказывает помощь и поддержку, так как цель одна – безопасность населения.
Также Екатерина Сергеевна рассказала о том, что в Якутии 36 муниципальных субъектов, в них якобы работают 13 приютов, 18 пунктов временного содержания и 7 пунктов передержки. Но они не работают совсем, иногда этот ПВС может выглядеть так: просто забор и 5-6 будок. Есть понимание того, что во многих муниципалитетах никто не хочет приступать к этой работе.
- Буквально вчера (то есть 28 сентября) я разговаривала с представителями одного из районов. Им выделены средства, но они не могут приступить к работе, так как нет подрядчиков, еле как нашли подрядчика, но как его заставить сделать что-то?
Я очень прошу: составить какие-то минимальные единые проекты, которые позволят хоть немного работать людям, вместе с тем эти проекты должны учитывать наши климатические условия (минус 55).
В общем, Екатерина Рукавишникова подвела итог своему выступлению тем, что тяжело найти подрядчиков, кто мог бы заняться созданием полноценных ПБЖ в районах республики.
- Ведь на пустыре без надлежащих коммуникаций что-то построить очень затратно, а надзирающие органы будут проверять по полной программе.
Нужна хотя бы минимальная помощь, чтобы запустить работу в муниципальных районах. К тому же администрацию буквально заставляют изыскивать средства на обустройство приютов по федеральному закону, а где они их возьмут?
Все мы понимаем, что есть более важные насущные проблемы, нежели бродячие собаки. Но как-то нужно наладить работу с ними везде.
Далее директор якутского ПБЖ высказалась по поводу самовыгула хозяйских собак. Это огромная проблема, которая связана и с мониторингом популяции домашних животных. В общем, его просто нет, такие мероприятия никто и не проводит. А главное – нет законодательной базы, которая обязывала бы граждан регистрировать своих питомцев.
Владимир Бурматов после выступления нашей землячки высказался:
- Я не поленился съездить и побывать в Якутске. Мы все помним, какая тяжелая ситуация была там буквально несколько лет назад.
Но вот что они сделали (замечу, в самых суровых климатических условиях!): открыли хороший приют и реализовали беспрецедентную программу по пристройству. Это тоже ключевой вопрос.
Поэтому, когда меня спрашивают: «Куда надо съездить посмотреть, как надо сделать?», отвечаю: «Съездите в Якутск, лучше всего зимой, чтобы воочию увидеть все, как там устроено». Я побывал поздней осенью и был впечатлен, в каких условиях люди реализуют тяжелые задачи в нашей сфере.
И он пообещал поддержку со стороны федерального законодательства, а также кратное увеличение (прямо жесткое!) штрафов за самовыгул хозяйских собак.
С полной записью совещания можно познакомиться по этой ссылке
А еще Екатерина Рукавишникова побывала в павильоне шоу «Голос. Дети», чем вызвала вопрос:
- Неужели ваше чадо там выступает в этом сезоне?
- Нет, - смеется она, - я просто воспользовалась случаем. У меня хорошая подруга работает там стилистом, она-то и устроила мне экскурсию. Естественно, пофотографировались. Моя дочь (ей 9 лет) пока не проявляет желания покорять такие вершины, быть может, в будущем увлечется каким-нибудь видом творчества.