Владимир Птицын: «В 2000-е годы вся республика стала одной строительной площадкой»

20:56 - 21.12.2020 / 2831 просмотр

Сегодня сложно представить, но оказывается такое возможно – мощный рывок развития республики по многим направлениям одновременно, как это произошло в начале 2000-х годов. Строительство автодорог, линий электропередачи, железнодорожной магистрали; развитие авиационной, сельскохозяйственной, строительной, традиционных алмазодобывающей, золотодобывающей, угольной отраслей, и появление совершенно новой – нефтегазодобывающей.

Неудивительно, что многие участники тех событий вспоминают те годы как один из самых ярких и запоминающихся периодов своей жизни. И связывают такой бум развития со стартом и реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Ведь это был тот самый документ, который придал новый импульс развитию экономики республики и способствовал реальному повышению благосостояния людей.

В продолжение публикаций о реализации Схемы-2020 своими впечатлениями делится бывший глава Мегино-Кангаласского улуса, Президент Всемирной федерации шашек с 2005 по 2009 годы Владимир Ильич Птицын.

-- Владимир Ильич, когда начала разрабатываться Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), вы являлись главой Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Как главы улусов воспринимали разработку и дальнейшую реализацию этого документа?

-- Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года была утверждена в 2006 году сначала Правительством Республики Саха (Якутия), а на следующий, 2007 год – Правительством Российской Федерации. Подготовка к созданию этого документа была самой тщательной. Были организованы комиссии по направлениям, которые прорабатывали каждую деталь. Транспорт, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера – объем работы был большой и вовлечены в нее были многие.

Главы улусов, конечно, с нетерпением ждали появления конечного варианта Схемы-2020, потому что для нас это был ориентир по всем направлениям работы. Скажу даже больше – такой детально проработанный документ облегчал нашу работу, поскольку мы теперь знали, что нужно делать и в какой последовательности.

Если говорить конкретно про Мегино-Кангаласский улус, то ему в Схеме-2020 уделено очень пристальное внимание. Многое сделано: железная дорога пришла в Нижний Бестях, создан транспортно-логистический центр, активно развивается сельское хозяйство.

Однако есть нереализованные планы – например, не построен совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена. С моей точки зрения, это объясняется тем, что реализация Схемы-2020 началась очень интенсивно, однако после 2010-2011 годов это движение заметно ослабло и осуществление некоторых проектов сдвинулась во времени.

Даже старт пассажирского движения по железной дороге Беркакит—Томмот—Якутск был намечен на 2013 год, а в реальности это событие состоялось только в 2019 году.

Но так или иначе документ на многие годы, и даже десятилетия, стал ориентиром развития республики.

Помню, тогдашний президент Якутии Вячеслав Анатольевич Штыров любил повторять: «Без плана живут только микробы». Иными словами у руководителя республики было четкое понимание, что республике необходим подробный и в то же время комплексный план социально-экономического развития. Собственно говоря, по инициативе руководителя республики он и появился, и упорядочил всю экономику Якутии.

-- У вас как у главы улуса были какие-то опасения в связи с разработкой Схемы-2020?

-- Не только не было никаких опасений, наоборот, руководство и население Мегино-Кангаласского улуса восприняли появление плана развития республики с радостью. Потому что в Схеме-2020 были расставлены приоритеты и многие ее положения напрямую касались нас. Кто же не обрадуется, что начинается развитие?

Достаточно вспомнить, как началась газификация. Был сооружен уникальный газопровод по дну реки Лена – первый такой объект в мире на вечной мерзлоте. Люди получили газ и это перевернуло их жизнь. А ведь сколько до этого времени ставился этот вопрос – всеми руководителями улуса. Газ был жизненно необходим и это было сделано. Причем сделано благодаря решению второго президента Якутии Вячеслава Анатольевича Штырова.

Сегодня из 61 котельной по линии ГУП «ЖКХ РС (Я)» 38 газифицированы. То есть все большие населенные пункты наслегов Мегино-Кангаласского улуса газифицированы. Сегодня можно смело сказать – 75 процентов населения улуса пользуются газом. Отдаленные населенные пункты пока не имеют доступа к сетевому газу, но там можно применять другие технологии – например, использовать сжиженный природный газ, который можно приобретать тут же, у нас – в Нижнем Бестяхе работает комплексная установка по сжижению природного газа.

Люди очень рады приходу газа. Старики говорят, смеясь, что даже делать нечего стало: раньше нужно было в шесть утра вставать, печку топить, следить за ней, а теперь таких забот нет. Лес не рубится, экология сохраняется.

Или взять, например, приход железной дороги – каждый житель улуса теперь имеет возможность уехать в любую точку страны. Кроме того, приход железной дороги позитивно сказался на развитии близлежащих населенных пунктах – Рассолода, Хаптагай, Павловск, Нижний Бестях.

Кроме того, в Нижнем Бестяхе построен транспортный техникум (это опять-таки задумка и реализация планов Вячеслава Штырова, заложенных в Схеме-2020) – учебное заведение с 2012 года стабильно обеспечивает кадрами железнодорожную отрасль Якутии и не только. Кстати говоря, в Хандыге Томпонского улуса и в поселке Светлом Мирнинского района тоже построены техникумы, только горно-геологический и -- энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Они также обеспечивают местными кадрами экономику республики.

Также с воодушевлением население восприняло перенос в 2007 году административного центра Мегино-Кангаласского улуса из поселка Майя в поселок Нижний Бестях. Этого как раз требовала Схема-2020. Это было мое предложение и его поддержали и народные депутаты республики, и правительство Якутии, и президент.

Благодаря этому решению Нижний Бестях стал крупным транспортно-логистическим центром Якутии, где сошлись федеральные дороги «Колыма», «Лена», республиканская дорога «Амга», железная дорога и речной транспорт.

На железнодорожной станции Нижний Бестях перерабатывается в общей сложности не менее одного миллиона тонн грузов в год, есть прирельсовый склад нефтепродуктов «Саханефтегазсбыт» и склад нефтепродуктов ОАО «НК «Туймаада-Нефть», есть возможность использования речного транспорта в связи со строительством причальной стенки.

То есть такой крупный транспортно-логистической центр позволяет интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы Республики Саха (Якутия) с охватом более 83% её населения. И что самое главное – обеспечивается круглогодичная ритмичная поставка грузов вместо сезонного завоза. При этом примерно на треть уменьшается стоимость доставки основной массы грузов. Все это не может позитивно не сказаться на развитии всех отраслей экономики и социальной сферы Мегино-Кангаласского улуса и Якутии в целом.

Вот какой результат дала качественно разработанная в свое время Схема-2020.

Не могу не отметить еще один очень важный момент.

Бывает, что Вячеслава Анатольевича Штырова упрекают в продаже угольных активов – компании «Якутуголь». Но мало кто знает: республику в тот период поставили перед фактом – федеральный центр активно забирал имущество у субъектов, которое на волне суверинизации оказалось у них. Переломить эту позицию было невозможно. Тем более, к тому времени были очень слабые юридические позиции, так как давно закончился первоначальный срок договора о передаче «Якутугля» в республиканскую собственность из федеральной. А своевременно перезаключить его во второй половине 1990-х годов тогдашнее правительство Якутии не смогло. Поэтому федеральный центр считал «Якутуголь» своей собственностью и включил его во все свои планы приватизации.

Якутия должна была вернуть это предприятие просто так, безо всяких компенсаций. И имелись для этого уже все бумаги.

Вот такая ситуация сложилась к началу работы Штырова в качестве президента республики. Но он сумел решить в пользу республики этот сложнейший вопрос на уровне Президента России В.В. Путина. Республике была дана возможность в рамках федерального плана приватизации самой продать акции «Якутугля», а все полученные средства направить на нужды Якутии. Это решение было закреплено Арбитражным судом России, чтобы впоследствии никто не мог его оспорить.

За акции компании были выручены огромные деньги – потому что были проданы на пике стоимости. Это был нонсенс – такого не смог сделать ни один субъект федерации. У остальных регионов просто забрали их активы и все.

Так что мы сумели извлечь выгоду из, казалось бы, патовой ситуации. Но самое главное – вырученные средства пошли на развитие и решение первоочередных социальных вопросов республики. Конкретно Мегино-Кангаласский улус получил десятки объектов за счет этих средств – строительство каменной школы на 120 мест в селе Майя, перенос села Рассолода из затопляемого места, строительство магистральных газопроводов, генеральный план посёлка Нижний Бестях и многое другое.

То есть одна собственность республики перешла в другую собственность республики, но уже в другом виде – газопроводов, школ, котельных и так далее. Мы ничего не потеряли в отличие от других регионов.

Но и это еще не все. Продажу акций «Якутугля» правительство республики сумело организовать таким образом, что покупатель должен был вкладывать средства в развитие Эльгинского угольного комплекса. Это очень важно для республики, потому что не секрет, что подходят к концу запасы Нерюнгринского месторождения. Эльгинский проект нужен для замещения их. Но он стоил огромных денег. Ведь кроме самого угольного комплекса надо было построить более 300 км железной дороги через Становой хребет. Это удивительно, и новый угольный комплекс, и железная дорога построены компанией «Мечел», которая купила акции «Якутугля».

Мы как-то не задумываемся над этим, но ведь это была грандиозная стройка.

Так что я убежден – это была настоящая победа правительства Вячеслава Штырова. Он всегда стоял на страже интересов Якутии и ее народа. Но как всегда находятся клеветники, которые хотят перевернуть все с ног на голову. Мне иногда хочется грубо сказать людям, что они ничего не понимают. Можно даже сказать просто – дураки.

-- То есть получается как в шашках – иногда игрок вынужден отдать, чтобы потом получить больше?

-- Да, правильно. Надо обдумывать ходы, чтобы получить нужный результат. Я однозначно считаю, что в ситуации с «Якутуглем», да во многих других, Вячеслав Анатольевич Штыров поступил очень мудро.

-- Какие задачи в связи с реализацией Схемы-2020 ставил перед главами улусов тогдашний президент?

-- Приведу пример. В Схеме-2020 есть очень важный раздел, он называется «Агропромышленный комплекс». А немногим ранее президентом была утверждена Президентская программа развития сельского хозяйства, благодаря чему село получало максимальную поддержку. Сейчас многие об этом вспоминают, потому что сегодня такой программы нет. Не так давно читал статью журналиста Ивана Пономарева, который пишет, что при Штырове было очень серьезное финансирование села. Это действительно так.

Мегино-Кангаласский район активно включился в работу по направлению развития агропромышленного комплекса. Была создана система закупки сельхозпродукции, начался подъем перерабатывающего производства, появились машинно-тракторные станции, которые помогали техникой селянам. На федеральном уровне был решен вопрос о субсидиях для табунного коневодства, вдобавок к республиканским, начало увеличиваться поголовье лошадей.

Если смотреть в целом по республике, то в 2003 году численность поголовья лошадей составляла 130 тысяч. Через восемь лет эта цифра стала равняться 163 тысячам. То есть произошел резкий скачок роста поголовья.

Это лишь один пример. И это реальный результат.

Что я этим хочу сказать? Что благодаря принятию Схемы-2020 началось масштабное движение по всем фронтам. Сельское хозяйство, строительство автодорог, железной дороги, газификация улусов, строительство жилья и социальных объектов. Вся республика превратилась в одну строительную площадку. И, конечно, президент требовал активного вовлечения во все эти процессы. А главы, конечно, отвечали за свои улусы и с нас был спрос.

Но нам все это было в радость – когда идет такое активное развитие, у каждого руководителя сердце радуется.

Конечно, такой импульс развитию республики придал ее президент Вячеслав Анатольевич Штыров. Еще в бытность вице-президентом—председателем правительства Якутии он направлял республику на созидание, строительство, но тогда средств было меньше. В 1990-е годы я был министром финансов и могу сказать, что задумок было много, а возможностей – мало. Став президентом Якутии, Вячеслав Штыров сумел воплотить наши мечты в реальность.

Маргарита Нифонтова

Sakhaday.ru