Эти команды слышали и знают не только отслужившие в рядах Вооруженных сил. В свое время их знал любой советский старшеклассник. Эти и другие команды можно было услышать на уроках НВП - начальной военной подготовки для 8 – 10 классов. Скоро такие команды будут слышать обучающиеся в современных российских школах.
Уроки НВП введены в учебный 2023-2024 год по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», ОБЖ.
На уроках ОБЖ с элементами НВП школьники будут изучать практически то же самое, что и советские школьники: оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, средства индивидуальной защиты, оказание первой медицинской помощи. Конечно же, строевую подготовку и воинское приветствие.
Из собственного опыта отметим, что самыми посещаемыми были уроки НВП по изучению оружию и основам стрельбы. На них старшеклассники изучали устройство автомата Калашникова, стреляли по целям в школьном тире из «воздушек». Часто во время уроков НВП проводили сборку/разборку АК на скорость или надевание противогаза. Вообще, основы начальной военной подготовки начинали изучать, начиная с 5 классов, когда девочки изучали оказание первой медицинской помощи, а мальчики на уроках физкультуры кидали муляжи гранат. Впрочем, раньше и как сейчас эти дисциплины вошли в соревнования по сдаче нормативов ГТО.
Еще одним неотъемлемым атрибутом введения в «курс молодого бойца» была военизированная игра «Зарница». В подготовку к ней включались все: директора школ и завучи, конечно же, учителя НВП, заканчивая трудовиками и физруками. Основная цель – захватить штаб условного противника, добыть карты. В ходе «Зарницы» «убитым» или «раненным» считался тот, с кого полностью сорвали «погоны» на одежде. «Погоны» делали из кусков материи по установленным шаблонам и пришивали их на верхнюю одежду.
Если раньше старшеклассников больше готовили в рамках допризывной подготовки к службе в рядах Вооруженных сил, то введение курса НВП в рамках уроков по ОБЖ в современных школах становится актуальным в свете привития общественной ответственности граждан, готовности к возможной обороне Отечества, воспитания патриотизма подрастающего поколения.