В очень тревожное время мы живем, и никуда не спрятаться от новостей, многие из которых негативные, а некоторые вообще шокирующие, заставляющие переживать, обдумывать, обсуждать со знакомыми, недоумевая: «Да как так-то?» А, устраивая себе информационный детокс (то есть отключить все гаджеты и заставлять себя даже на секундочку не заглядывать в интернет), чувствуешь себя еще хуже.
О том, как справляться с этим информационным потоком и сохранить свое ментальное и физическое здоровье, попросила рассказать известную спортсменку, мастера ушу Светлану Кобякову. Сначала немного о ней самой.
- Светлана Тимофеевна, сколько лет вы уже занимаетесь тайцзицюань?
- Впервые про тайцзицюань я узнала в 2005 году. А настоящий традиционный тайцзицюань стиля Чэнь начала изучать с лета 2011 года.
В 2005 году на площадях города Якутска начались бесплатные зарядки для всех желающих. Возле моего дома зарядки проводил Василий Самсонов, в стиле тайцзицюань.
Мне очень понравилось. Ходила на эти зарядки всё лето и осенью уже пошла в секцию ушу, которую вёл Самсонов при университете. Там мы занимались всем: и ушу-саньда, и традиционным шаолиньцюань, и спортивным чаньцюань, и цигун, и тайцзицюань стиля Чэнь.
Постепенно, втягиваясь в занятия все глубже, поняла, что тайцзицюань стиля Чэнь - это то, чем я хочу заниматься всерьез. Начала искать первоисточник, в интернете случайно нашла электронный адрес школы семьи Чэнь – семьи, в которой и зародилось искусство тайцзицюань.
Написала им письмо с просьбой принять на обучение – безо всякой надежды, что мою просьбу удовлетворят, т.к. мне они тогда казались небожителями, недоступными для простых людей. К моей радости, они ответили согласием, и в 2011 году я приехала в Китай, провинция Хэнань, уезд Вэнь, деревня Чэньцзягоу.
Начала изучать тайцзицюань под руководством мастера Чэнь Цзыцян, представителя 20-го поколения семьи Чэнь. В 2015 году мастер Чэнь Цзыцян принял меня в личные ученики, и теперь он мой шифу (то есть наставник, почти отец – слово состоит из 2 иероглифов, второй из них означает отец 师父) а я – его жуши дицзы (入室弟子) – ученик, вхожий во внутренние покои, то есть можно сказать член семьи. Семья Чэнь оказала мне высокую честь, включив меня в генеалогическое древо передачи традиций тайцзицюань стиля Чэнь, и теперь я официально являюсь хранителем традиций тайцзицюань семьи Чэнь в 21-ом поколении.
Генеалогическое древо
Осознавая всю ответственность быть наследником традиций, в 2016 году открыла в Якутске автономную некоммерческую организацию “Якутская школа тайцзицюань”, куда может прийти любой желающий приобщиться к искусству тайцзицюань, от мала до велика. Разброс возраста в нашей Школе - от 6 до 80 лет.
Цель деятельности нашей Якутской школы тайцзицюань – пропаганда ЗОЖ через занятия тайцзицюань. Начинать заниматься тайцзицюань можно в любом возрасте и почти при любом состоянии здоровья. Каждый может найти в нем что-то подходящее для себя. Для детей - это отличная развивающая гимнастика. Молодые люди могут найти в тайцзицюань эффективное боевое искусство, научиться проявлять взрывную силу, пользоваться сухожильными усилиями, умение мягкой силой побеждать грубую силу. Для людей пожилых тайцзицюань - это способ зарядиться энергией и обрести бодрость духа.
- Немного о достижениях, какие из них самые крутые, на ваш взгляд?
- Смотря что считать крутыми достижениями. Для себя даже не то, что достижением, а большой честью считаю то, что меня приняли в семью Чэнь в качестве хранителя и продолжателя традиций их семейного искусства.
Как тренер, горжусь своими спортсменами, которые за год-два с нуля становятся победителями чемпионатов Республики и ДВФО по ушу. А в прошлом году моя Надежда Ноговицына сделала себе подарок к своему 70-летию - стала золотой медалисткой Всероссийского турнира по ушу “Связь поколений” и выполнила норму кандидата в мастера спорта.
Что касается моих личных побед в соревнованиях, то я не считаю их такими уж выдающимися достижениями. По моему мнению, победа в СПОРТИВНЫХ соревнованиях не равно высокому мастерству в ТРАДИЦИОННОМ ушу. Хотя на начальном этапе участие в соревнованиях действительно способствует росту квалификации. А так, у меня 5 золотых медалей чемпионатов Европы по традиционному ушу и 2 серебряные медали чемпионата мира по тайцзицюань.
Этим летом, после 10-летнего перерыва, по настоянию моего шифу Чэнь Цзыцян приняла участие во Всекитайских соревнованиях по тайцзицюань, которые были проведены в Чэньцзягоу. Результат - 2 золотые медали с абсолютным наивысшим результатом соревнований по баллам.
- Понятно, что со здоровьем у вас все в порядке. Но, извините за несколько некорректный вопрос, когда вы последний раз болели? Я полагаю, вирусные инфекции могут "достать" и суперспортсмена.
- Ко времени, когда я начала заниматься тайцзицюань, я имела такие диагнозы как хронический пиелонефрит, холецистит, состояла на учете у инфекциониста как носитель вируса гепатита В. А самой большой болячкой был хронический бронхит, который обострялся по 5-6 раз в год.
По мере углубления в занятия тайцзицюань все обострения хронических болезней постепенно сошли на нет.
И сейчас, если честно, не помню, когда я в последний раз обращалась к врачам - может быть 10 лет назад, а может быть 15.
- Кстати, коронавирус обошел вас стороной?
- Да, коронавирус обошел меня стороной.
- Многие болезни, как известно, являются последствием психосоматики, то есть тревожности, беспокойства и так далее. Вам удается сохранять душевное спокойствие в наше нелегкое время? Если да, то что именно вам помогает?
- Для меня, как и для любого практика тайцзицюань, душевное спокойствие — это не следствие отсутствия стресса в жизни, а активное, выработанное годами состояние бытия.
Здесь нет "волшебных таблеток", есть лишь выстроенная система, которая через работу с телом, энергией и сознанием создает прочный фундамент душевного спокойствия. Как работает эта система?
Каждодневное выполнение упражнения “стояние столбом” дает чувство стабильности, возвращает сознание в тело, в “здесь и сейчас”. Медленные, осознанные движения переключают нервную систему из режима "бей или беги" в режим "отдыхай и переваривай".
Постоянная практика расслабления (или лучше сказать, "растворения" зажимов в теле) учит тому же и в уме: не бороться с тревожной мыслью, а не цепляясь за нее, позволить ей пройти.
Тайцзицюань - это "медитация в движении". Это не просто фраза, а суть практики.
Человек учится не применять грубую силу, а следовать за потоком, поддаваться и перенаправлять. В жизни это превращается в умение "плыть по течению" обстоятельств, не ломая себя о них.
Чтобы движение было правильным, ум должен быть спокоен, сконцентрирован и присутствовать в моменте, и это тренировка осознанности (майндфулнесс) в чистом виде.
Мы на физическом уровне постигаем единство и взаимопереход противоположностей: пустое и полное, мягкое и твердое, раскрытие и закрытие. И приходит понимание, что за любым напряжением (ян) последует расслабление (инь), а за трудным периодом обязательно наступит светлая полоса. И это знание убирает панику перед жизненными трудностями. Вышесказанное касается физического, физиологического аспекта занятий.
Кроме того, есть и философская сторона. Продвинутый практик смотрит на мир через призму даосской философии, которая лежит в основе тайцзицюань. Следуя естественности (Цзы Жань), он не тратит силы на борьбу с тем, что не может изменить (например, с глобальными новостями), а направляет энергию на то, что в его власти - на свою реакцию и свои внутренние состояния. А познавая состояние “пустоты”, учится не противостоять силе напрямую, а уступать, перенаправлять и использовать ее в свою пользу, и это учит не принимать атаки (в том числе и словесные, жизненные) на свой счет и сохранять внутренний стержень.
- Как можно себя успокоить? Быть может, у вас есть какие-то техники для этого.
- Когда я чувствую внутреннюю тревогу, то выполняю базовое упражнение тайцзицюань чжань чжуан (“стояние столбом”). Оно упорядочивает наши внутренние потоки, как физические, так и ментальные. Первым делом данным упражнением я успокаиваю дыхание, возвращаю ум в тело и сознательно расслабляю напряжения, если они в теле есть. Кроме того, мысленно укореняясь ногами в земле - до физического ощущения связи с ней - обретаю чувство внутренней стабильности. Все это снижает уровень тревоги и сводит ее на нет.
- Как известно, китайцы - очень здоровая нация, и кухня у них такая интересная. Вы тоже питаетесь именно по принципам китайской кухни или все-таки предпочитаете якутскую, русскую кухню?
- Да, вы правы, кухня у китайцев замечательная - разнообразная, вкусная, а самое главное, основана на философии гармонии и баланса. Поэтому находясь в Китае, с удовольствием питаюсь по-китайски. Вообще, в любой поездке всегда стараюсь кушать только национальную кухню данной страны. Но самая любимая кухня, конечно, наша, якутская. Нигде в мире еще я не встречала такого качества исходных продуктов, такой насыщенности природной силой, как у нас.
А так, специальной диеты у меня нет. Я - сторонник интуитивного питания и при выборе еды ориентируюсь только на сигналы своего организма. Посему ем, что хочу, когда хочу, сколько хочу. А хочу я обычно много (смеется – от авт.). Другое дело, что организм “разлюбил” такие вещи, как фастфуд, газировки, чипсы, сладкое, мучное, копченое, жирное, сильно жареное. Вместо сахара хочет мед и фрукты. Предпочитает мясо, рыбу, крупы, овощи.
Люди часто спрашивают у меня, как это мне удается “жрать ведрами” и не полнеть. Тут, наверное, несколько причин.
Первая: я достаточно много, по сравнению со среднестатистическим человеком, двигаюсь. Вторая: организм саморегулируется и не всегда требует “жрать ведрами” - стоит чуть-чуть прибавить в весе, и он начинает просить меньше, насыщаясь с небольших порций. Третья (и возможно, самая главная причина): все же я думаю, что это обусловлено генетически, т.к. ни с отцовской, ни с материнской стороны у нас нет полных людей.
- Светлана Тимофеевна, спасибо за интересную беседу, успехов вам во всем и до новых встреч!
Фото из архива Светланы Кобяковой