Многие жители Якутии помнят, что направление по Вилюйскому тракту выглядело не так давно именно как направление. Не самого лучшего качества грунтовая дорога, пробиться к пункту назначения по которой (особенно в распутицу) было практически нереально.
Но в последнее время «Вилюй» постепенно превращается в полноценную, отвечающую всем современным технологическим требованиям автомобильную магистраль. Дорога асфальтируется, строятся мосты. Год назад был открыт мост через реку Марха, а на днях было введено сразу два крупных объекта – мосты через реки Тюкян и Малая Ботуобуа. Была введена дорога «Амга» до Усть-Маи, в октябре этого года готовится к сдаче дорога «Кобяй».
В целом развитие автодорожной отрасли идет хорошими темпами. Все это -- дороги опорной сети автодорог республики, первоочередной план строительства которой был принят правительством республики в начале 2000-х годов. Каким образом дальше развиваться автодорожной отрасли Якутии – в интервью с Государственным советником Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым.
-- Вячеслав Анатольевич, на днях ввели в строй мостовые переходы через реки Тюкян и Малая Ботуобуа. Да и в целом автодорога «Вилюй» сегодня – это строящаяся по всем современным нормативам автомагистраль. Но когда-то эта автомобильная трасса была в очень плачевном состоянии, со множеством грунтовых разрывов. Каким образом удалось привести ее в порядок? И в чем вообще состоит важность этой автодороги для республики и всей Восточной Сибири?
-- Для нашей республики, с ее огромными расстояниями, дорожное хозяйство – это, конечно, отрасль номер один, наравне с энергетикой. А вообще говоря, проблема республики заключается в том, что у нас не просто не хватает дорог, а у нас не хватает главных магистралей. Бесполезно строить дорогу из точки А в точку Б, если она дальше никуда не выходит.
Поэтому первоначально надо создать опорный каркас автодорог, к которому последовательно присоединять местные дороги и населенные пункты.
Вот почему в начале 2000-ых годов, после анализа ситуации, которая сложилась к тому моменту в республике, мы пришли к выводу: несмотря на все трудности, существовавшие тогда повсеместно, надо сконцентрировать средства и усилия на главных автодорогах опорного каркаса.
Было определено, что такой опорный каркас должен состоять из нескольких главных направлений. Первое – это дорога «Лена», которая связывает нас с Амурской областью, вторая – «Колыма», это дорога на Магаданскую область, третья дорога – та, которая ведет на запад. Плюс республиканские лучевые дороги, которые выходят из Якутска: «Нам», «Умнас», «Кобяй», «Амга», и автодороги «Алдан», «Анабар», «Яна».
Если говорить об автодороге «Вилюй», то раньше это была республиканская дорога от Якутска до Мирного. Но она числилась только на картах. На самом деле в распутицу по ней проехать было нельзя, потому что существовали грунтовые разрывы.
В 2005 году мы за счет республиканских средств, буквально рывком, завершили ликвидацию грунтовых разрывов, сплошное полотно у нас получилось. Далее надо было строить мосты и в целом приводить дорогу в порядок. Но у нас был замысел продолжить эту дорогу не просто до Мирного, но и дальше -- на Иркутск.
В конечном итоге путем упорной работы этот вопрос удалось решить – вся автодорога «Вилюй», от Якутска до города Тулун в Иркутской области, получила статус федеральной, была включена в Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и с этого времени началось ее интенсивное строительство.
На участке от Якутска до Мирного ведется строительство мостов, в том числе через реки Тангара, Чабыда – которые всегда нас мучали, потому что весной они разливаются и невозможно проехать. Построили большой мост через реку Марха, вот введены в строй мосты через реки Тюкян и Малая Ботуобуа. Ведется асфальтирование автодороги -- одним словом, работа на этом участке делается. Начато проектирование больших мостов через реку Вилюй.
Теперь надо начинать второй участок -- от Мирного до Тулуна. Тулун – это город, который находится на трассе Московского тракта, через него мы должны зайти в Иркутск.
Надо отметить, что длительное время не могли выбрать маршрут трассы, по которой пойдет автодорога «Вилюй» – от Мирного и до Тулуна. Федеральное правительство настаивало, что она должна пойти по северному варианту -- из Мирного сразу на Непу в Иркутской области и дальше. Мы же считали, что из Мирного автодорогу надо направить на Ленск, а потом через Пеледуй и Витим, и выйти на Непу.
Тогда мы могли бы обеспечить транспортной связью множество поселков республики, которые сегодня отрезаны от мира и имеют связь только по водному пути -- по реке Лене. В первую очередь это центры нефтегазовой промышленности республики – поселки Пеледуй и Витим. А северное направление при этом все равно само по себе будет развиваться, поскольку в нем нуждаются нефтяники и газовики. Таким образом мы бы получили две автодороги, а главная федеральная прошла бы на юге.
В 2010 году мы уже вплотную подошли к решению этого вопроса. К нам в Якутию прилетал руководитель Федерального дорожного агентства, мы пописали документы. Но до логического завершения эта работа была не доведена, в том числе из-за пассивности правительства республики. Сейчас по инициативе главы республики к проекту вернулись. Это очень важно, поскольку эта дорога крайне важна для Якутии – и как внутренняя транспортная магистраль, и как выход на опорную федеральную автодорожную сеть России.
Вопрос с маршрутом постепенно решается. Глава Якутии Айсен Николаев предложил Минтрансу РФ, чтобы автодорога прошла по южному направлению через многие населенные пункты республики, в том числе через Мирный, Ленск, Пеледуй, Витим и другие.
То есть автодорога «Вилюй» -- это нужная, важная магистраль. Когда началась ее реконструкция, жизнь якутян в Вилюйской группе улусов очень изменилась. Потому что раньше вообще невозможно было доехать до какого-либо населенного пункта, а сейчас, несмотря на то, что трасса еще не закончена, тем не менее все переменилось – и транспортные схемы, и связи между людьми. Поэтому эта автодорога имеет большое значение, а в будущем она обеспечит надёжную связь Якутии с Восточной Сибирью.
-- А как дальше развиваться опорному каркасу автомобильных дорог Якутии?
-- Вот мы завершили работу по республиканской дороге «Амга», теперь надо продолжать ее и ставить вопрос о выходе на порт «Аян» – это выход на Дальний восток и в целом на Тихий океан. Это наш совместный проект с хабаровчанами, надеюсь, он будет решаться.
В середине 2000-х было начато строительство автодороги «Кобяй» -- от Бердигестяха до села Кобяй и дальше. Вот, буквально на днях, планируется открытие этой автодороги, благодаря чему жители Кобяйского улуса получат круглогодичный автомобильный проезд с выходом на федеральную трассу «Вилюй». Надо и дальше строить эту автодорогу. На Сангары, с паромной переправой через Лену, и в направлении Вилюйска, где сосредоточено очень большое количество сел и поселков.
В середине 2000-х началось частичное строительство дороги «Умнас» -- Якутск –Покровск -- Олекминск и дальше вдоль реки Лена. Но это настолько грандиозное расстояние, что этот вопрос сразу не решишь. Но частями ее надо продолжать строить -- и по Покровскому направлению, и из Олекминска.
Надо строить дорогу «Яна», потому что в последнее время очень усложнились условия судоходства на северных реках, и особенно на Яне. Там сложный бар – заход с моря, и он из-за нехватки денег длительно время не углублялся, кроме того сама река меняет русло. То есть это направление стало таким угрожаемым. Каждый год с большим трудом завозится топливо и все необходимое для жизни людей. Сейчас дорога идет через Хандыгу, Теплый ключ и потом поворачивает на Тополиное.
Есть еще один отложенный проект – дорога «Анабар» -- надо заканчивать его. Не закончена дорога «Алдан», которая должна идти из Алдана до Хандыги. Так, чтобы выйти на федеральную трассу «Колыма».
Вот эти главные дороги дают возможность создать опорную сеть, к которой можно потом отовсюду присоединять населённые пункты муниципальными дорогами.
Кстати говоря, в свое время эти муниципальные дороги строились по принципу, что называется, народной стройки.
Было принято решение подключить инициативу самих улусов. Им давали немного денег и говорили: «Мы понимаем, что даем вам совсем немного денег, а вы сами как-то мобилизуйтесь». И улусы начали работать, лучше всех был Верхневилюйский улус. Они деньги, которые от нас получали, тратили только на закупку топлива и на небольшую зарплату людям. Остальное методом народной стройки – строили, строили и добились очень хороших результатов. И я должен отметить главу администрации Владимира Поскачина. В других улусах тоже более или менее дорогами занимались, были и такие, которых приходилось заставлять работать из-под палки.
Короче говоря, планов у республики в дорожной отрасли огромное количество и когда это будет сделано, мы сформируем опорную сеть. Тогда можно будет последовательно подключать все населенные пункты к централизованной сети. Я думаю, это дело будущего.
-- Как в республике отнеслись к тому, что автодороги, и в том числе «Вилюй», будут переданы в федеральную собственность?
-- Многие говорили – зачем и почему? – но результат есть: дорога строится, асфальтируется.
Это необходимо было сделать, потому что федеральное правительство поставило задачу, которую почти выполнило: все федеральные дороги в стране привести в нормативное состояние. И по всей стране сейчас ведется колоссальная работа и наши автодороги находятся в этой программе. Посмотрите, автодорога «Лена» асфальтируется и находится совсем в другом состоянии. Когда-то, в 2005 году, мы объявили, что это самая плохая дорога в мире, и на нас обиделся министр транспорта РФ. Но мы специально вопрос так подогревали, потому что тогда машины по ней вообще не могли проехать. Теперь ее привели в порядок. Строится автодорога «Вилюй», на «Колыме» построили мосты, развязки, реконструировали прижимы. То есть это совсем другое дело и очень хорошо, что мы передали в свое время дороги в федеральную собственность, иначе ничего бы этого не было. Хотя, чтобы это произошло, пришлось убеждать всех – и в республике, и на федеральном уровне.
-- Какие основные проблемы, на ваш взгляд, есть в автодорожной отрасли в целом?
-- Длительное время не существовало дорожных фондов. Они были еще со времен Советского Союза и до начала 2000-х годов. Все предприятия платили взносы в Дорожный фонд и за счет этого содержались и строились новые автодороги. Потом пришли другие времена, появился такой министр финансов РФ Алексей Кудрин, который сказал, что дорожные фонды не нужны и все ликвидировали. И, соответственно, перестали финансировать полностью автодороги.
Мы несколько раз ставили вопрос, не только для себя, но и для всей Российской Федерации, чтобы эти фонды восстановили. Вот они сейчас восстановлены и на протяжении последних нескольких лет они начали формироваться, пошли деньги в дорожное хозяйство. Но упущенное трудно наверстать. Поэтому я думаю, что потребуется много времени, чтобы профинансировать реконструкцию и строительство новых автодорог. Главный вопрос, конечно, финансовый, строители и техника у нас есть. И прогресс есть – коллектив УПРДОР «Вилюй» под руководством Николая Андреева, с моей точки зрения, хорошо справляется. Посмотрите, все планы выполняются качественно и в срок, вводятся в строй новые объекты, мосты, асфальтируется полотно федеральных дорог «Вилюй» и «Колыма». Это один из сплоченных и профессиональных коллективов, которые умеют работать и показывают хорошие результаты.