Собянина слова министра финансов тогда, видимо, сильно задели (хотя зря). Но мэр успех столицы связывает не только с регистрацией здесь крупного бизнеса. Благодаря Минфину и федеральным законам Москва уже почти полностью лишилась нефтегазовых доходов. Тот же Газпром, например, переехал из Москвы в Санкт-Петербург и теперь помогает пополнять бюджет Северной столицы.
Кроме того, москвичи работают значительно больше, чем в целом россияне. Об этом говорит тот факт, что производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране, приводит цифры Собянин. А если сравнивать с сельской местностью, то в 5–7 раз больше. Собственно, только в сельской местности он насчитал 15 млн «лишних» человек, которые в силу новых технологий просто не нужны селу. Это в том числе чиновники и соцработники. В провинции все меньше качественных рабочих мест. Но это не значит, что их проблемы надо взвалить исключительно на Москву, чтобы она их кормила. У Собянина другое предложение – нужна более активная урбанизация. «Пятнадцать процентов населения не могут найти себе работу в малых городах – это 30 млн. Сделайте из 30 млн три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%. Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать», – сказал Собянин. Москва же и так кормит российские регионы. Но и ей самой нужны средства, чтобы не стоять на месте, а развиваться. По словам Собянина, Москва обеспечивает две трети всех средств, перечисляемых в регионы из федерального бюджета. «Все регионы получают из федерального бюджета трансфертов на сумму в 1,5 трлн рублей. Москва только налогами отдает в федеральный бюджет около триллиона. Мы нарастили налоги за счет роста экономики Москвы, и теперь уже 2/3 всех поступлений в регионы России из федерального бюджета – это деньги из Москвы», – добавил он. По его словам, за последние шесть лет объем поступлений в федеральный бюджет с территории Москвы увеличился на 62%, в среднем рос на 50 млрд рублей каждый год. Более того, говорит мэр столицы, «каждый десятый пенсионер России получает пенсию за счет отчислений Москвы, а каждый десятый, пользующийся медицинской помощью по ОМС, получает ее на средства, перечисленные москвичами». Так, в 2010 году объем поступлений с территории Москвы в Пенсионный фонд и Фонд пенсионного страхования увеличился в четыре раза. При этом перераспределение в сторону регионов увеличилось в 6 раз – со 125 млрд до почти 800 млрд рублей. «Москва – это не черная дыра, которая втягивает в себя таланты и финансы. Это драйвер экономики и локомотив России во многих направлениях», – заключил Собянин. Между тем ситуация во многих регионах остается плачевной. Из 85 регионов страны только 12 регионов являются донорами, а все остальные 73 субъекта – дотационные. Согласно бюджету на 2018 год, в виде дотаций им будет выделено 645 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Наибольшие дотации из государственной казны получит Дагестан (59 млрд рублей, что на 6,6 млрд рублей больше, чем годом ранее). Якутия получит около 44 млрд рублей, Камчатский край – более 39 млрд рублей. Дотации обеспечивают им до 40% бюджетных поступлений. Кроме того, бюджет поможет Алтаю и Чечне, которым выдадут по 27 млрд рублей. От 17 до 19 млрд получат Ставропольский край, Бурятия и Крым. Что касается Чечни, то в целом ее доход на 84% состоит из различных перечислений из федерального центра. Крымский бюджет на 67% состоит из таких поступлений. Но ряду регионов повезет меньше – для них финансовая поддержка из центра сократится. Главная проблема, что эти регионы еще могут найти собственный способ зарабатывать больше, плюс там идут огромные стройки. В перспективе их положение должно улучшиться. Наибольшие шансы превратиться из дотационного региона в донора имеются, например, у Крыма. Москва-донор, как ожидается, останется лидером по налоговым и неналоговым доходам в 2018 году. Столичный бюджет получит 2,1 трлн рублей доходов. На втором и третьем местах с четырехкратным отрывом – Московская и Ленинградская области с доходами в 520–530 млрд рублей. Также все хорошо в регионах, в недрах которых скрыты несметные природные богатства – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа. Прилично зарабатывают также промышленные и сельскохозяйственные центры – Самарская и Свердловская области, Краснодарский край, Татария. Чем больше их доходы, тем больше они вносят в общий бюджет. И, наоборот, если, например, доходы Москвы снижаются, то и поступления на остальные регионы снижаются. Поэтому в интересах дотационных субъектов, чтобы столица росла и процветала. Другой вариант для них – это найти собственные точки развития и роста. Однако срабатывает это редко. Кроме того, система распределения дотаций сама не стимулирует рост доходов регионов. Потому что насколько богаче становится регион, настолько и снижается объем дотаций. Самыми бедными по доходам в 2018 году будут Осетия, Ненецкий автономный округ, Севастополь, Карачаево-Черкесия, Еврейский автономный округ, Республика Тува, Калмыкия и Алтай. Их доходы в 2018 году ожидаются на уровне 5–17 млрд рублей, в сотни раз меньше, чем у лидеров. Источник: Взгляд.ВЗГЛЯД / Процветание Москвы выгодно слабым регионам
Проблемы бюджетов регионов стали одной из главных тем Пятого общероссийского гражданского форума. Решать их за счет усиления нагрузки на регионы-доноры не стоит, считает экс-министр финансов Алексей Кудрин. Мэра Москвы, самого богатого в России региона, Сергея Собянина это очень обрадовало. Слабые регионы должны тоже повышать свои доходы, а не только ждать подачек из центра.
На Пятом общероссийском гражданском форуме экс-министр финансов Алексей Кудрин поднял тему справедливости распределения федеральных средств регионам.
По его мнению, в России сложился консенсус по перераспределению ресурсов между центром и регионами. Кудрин призвал его не нарушать: «Но дальше давайте не будем усиливать это перераспределение, то есть забирать у сильных (регионов) и передавать слабым». В пример он привел налог на прибыль в районе 100 млрд рублей, который был перераспределен на выполнение указов президента (социальные обязательства), и крупные регионы, по сути, от этого теряют деньги.
С другой стороны, Кудрин признал, что некоторые бедные регионы с этим вряд ли согласятся, так как считают несправедливым, что по-прежнему много ресурсов концентрируется в центре. Между тем ряд регионов до сих пор получают дотации из центра в размере 50–80% их бюджета. «Так сложилось исторически, в эти субъекты долгое время не инвестировались средства, хотя сейчас ситуация меняется», – заключил он.
Принимавший участие в дискуссии мэр Москвы Сергей Собянин не удержался от того, чтобы не поддержать бывшего министра финансов и не пожурить текущего главу Минфина. «Если вы Силуанова на перевоспитание к себе возьмете, я буду очень рад», – ответил Собянин на реплику Кудрина. Тот, правда, комментировать пожелание мэра не стал.
У столичного градоначальника, судя по всему, еще очень свежи воспоминания о вспыхнувшем в сентябре этого года споре с министром финансов Антоном Силуановым. На одном из московских финансовых форумов они стали дискутировать о богатстве Москвы, писал РБК.
В частности, Силуанов считает, что Москва является самым обеспеченным регионом страны потому, что здесь зарегистрированы крупные холдинги, в том числе нефтегазовые. Зачастую основную деятельность они ведут в других регионах, но налоги платят в столичный бюджет. В итоге благодаря им в столицу стекаются высококвалифицированные специалисты, которые получают высокую зарплату и обеспечивают инвестиционные возможности для Москвы. Благодаря ним у столицы есть огромные средства для развития инфраструктуры и процветания. Москва могла бы даже давать взаймы федеральному бюджету, да и вообще «нам бы хотелось забрать немного ресурсов из Москвы», сказал тогда Силуанов, скорее, шутливо. Понятно, что позиция Кудрина, который некогда был начальником Силуанова, мэру Москвы намного ближе.